Конструирование по графической модели (занятие на II году обучения)

Тема. Жилые дома (см. рис. 2, 2а),

Цель. 1. Учить детей анализировать образцы под руководством взрослого в определенной последовательности: выделять основные части образца, функциональ­ные детали, элементы для украшения, формы и пространственное расположение каждой из частей.

2. Называть части построек и детали, из которых они созданы. Понимать и отвечать на вопросы («Из чего сделано? Какие фигуры использовали (взяли)? Что слу­жит...? Из каких фигур состоит?»).

3. Замечать различия в конструкциях, передавать их в процессе конструиро­вания.

4. Развивать игровую направленность детской деятельности.

Материалы. 1. Графические образцы (для группового восприятия) с изоб­ражением двух домов, состоящих из одинаковых, но по-разному расположенных деталей.

2. Строительный материал: 6 комплектов брусков (по 6 в каждом), окна и двери из картона в нужном количестве.

3. Плоскостной материал, соответствующий графической модели, для работы на фланелеграфе.

4. Объемные фигуры и карточки с изображением геометрических форм для подготовительных упражнений.

Этапы занятия.

1. Вводная часть.

2. Подготовительные упражнения.

3. Изучение образцов.

4. Моделирование домов на фланелеграфе.

5. Конструирование из строительного материала.

6. Оценка готовых построек.

7. Коллективная игра.

8. Итог занятия. Ход занятия.

1. «Сегодня будем учиться строить. Хотите?»

2. Каждому ребенку дают по 4 фигуры (брусок, арку, конус, треугольную призму), а также 4 карточки с плоскостным изображением каждой фигуры. У учителя-дефектолога имеется комплект аналогичных, карточек с более крупным изобра­жением.

Л. Соотнесение объемной и плоскостной формы.

Поднимите карточку, где изображена эта фигура. Как она называется? Да, брусок. А это что за фигура? Арка. Покажите ее изображение. Где она порисована? И т. д.

Б. Воспроизведение пространственного расположения фигур.

— Возьмите такую фигуру. Это конус. Расположите ее вот так (кладет). А теперь вот так (ставит вертикально).

Так работает со всеми фигурами. Дети изменяют пространственное расположение фигур, действуя вслед за взрослым.

В. Расположение изображений в соответствии с пространственным поло­жением фигур.

—— Возьмите изображение бруска. Смотрите. Я буду переставлять брусок, а вы точно так же класть изображение.

Берет брусок, ставит на торец. Дети поворачивают изображение, придавая ему вертикальное положение. Затем взрослый кладет брусок, а дети должны " повернуть карточку на 90°. Фигуры и карточки меняются, с ними работают анало­гичным образом. Затем весь материал убирают.

3. На доске помещают графический образец.

— Посмотрите на эти дома. В них живут люди. Они разные или одинаковые? Они очень похожи: Рассмотрим их. Сколько в них этажей? — Три.— Оба дома трехэтажные, в них одинаковое количество этажей. А подъездов, дверей тоже одинаковое число? — Нет. — Сколько входов, дверей в этом доме? Три, а в этом? — Один.— Одинаково? Неодинаково. Где больше? Теперь посмотрите, как построены дома. Строители строили их по-разному.

Вместе с детьми проводится анализ расположения основных частей (из скольких частей состоит стена, как они расположены). Подчеркивается разница в конструк­тивном решении.

4. После анализа образцов переходят к работе с фланелеграфом. Дети составляют целостное изображение из частей сначала одного дома, затем второго. Добавляются окна и двери.

5. Педагог предлагает детям играть в строителей и соорудить два разных дома. В процессе конструирования детям предоставляется максимальная самостоя­тельность. Если допущена ошибка, для оказания помощи (объяснения, показа) взрослый может привлечь другого ребенка, провести повторно анализ графической модели индивидуально.привлечь внимание к работам других детей и т. д., но ничего не поправлять самому в детской постройке.

6. Оценка детских работ проводится путем их поэлементного соотнесения с образцами. Особо следует отметить прилежание детей, их отношение к выпол­нению задания.

7. Вокруг возникшей улицы развертывается игра. Дома выстраивают в одну линию, кладут бумажную ленту дороги, по которой дети возят маленькие машинки, около домов сажают деревья (из набора «Построй поселок»), расставляют фи­гурки людей (милиционер, мама с дочкой и т. д. Такие фигурки можно заранее изготовить из картона, на пластилиновой основе).

8. Педагог спрашивает, понравилось ли детям быть строителями, хотят ли они еще "строить дома для людей, предлагает научить их сооружать школы, детские сады и другие здания.

Примечание: на последующих годах такие занятия можно дополнять рисованием (дети выполняют контурные изображения домов на двух небольших листах бумаги, передавая конструктивные особенности каждого, подкладывают рисунки к соответст­вующим постройкам). Перед выполнением изображений графические образцы следует убрать.

В качестве подготовительных упражнений могут использоваться контурное изображение как отдельных фигур, так и их сочетания (при разном взаимном расположении), воспроизведение пространственного положения фигур по графической модели и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: