double arrow

Ттм мфврмацинй емШы нчмстм

С развитием процессов демократизации общества в нашу жизнь вошло новое понятие — информационная свобода личности. Информационная свобода личности является одним из наиболее важных достижений демократии, которое может быть сравнимо лишь разве с отменной рабства и крепостного права.

Стремление к свободе, т. е. к возможности поступать так или иначе в соответствии со своими внутренними убеждениями, является одним из наиболее фундаментальных психологических свойств человеческой личности, которое самым тесным образом связано с ощущением человеком психологического комфорта, счастья и благополучия. Ведьпо-настояще-

(11111 1 11|1|М1|11111М 11ЦСТН

му счастливым может быть только свободный человек, ибо только свобода открывает ему возможность для своей полной самореализации, осуществления своих планов и замыслов, достижения главных жизненных целей.

В учениях древних философов Сократа и Платона подчеркивалась особая роль свободы для судьбы человека. При этом исключительно важное значение придавалось свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса под свободой понималась возможность беспрепятственного всестороннего развития человеческой личности. Нам представляется,'что именно эти представления наиболее полно отвечают современным воззрениям.

Информационная свобода личности характеризуется возможностью человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего развития информацию, а также возможностью выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе.

Таким образом, информационная свобода личности является важнейшим необходимым условием свободы самого человека, которое обеспечивает его самореализацию в обществе, интеллектуальное и духовное развитие. Именно поэтому информационная свобода личности должна рассматриваться как важнейшее право человека, которое должно быть гарантировано наивысшими законами демократического общества, такими, как Конституция страны, Декларация прав человека и т. п.

В то же время необходимо подчеркнуть, что информационная свобода личности не должна быть беспредельной. Она не должна наносить ущерба другим людям и поэтому должна быть ограничена этическими нормами. То есть информационная свобода личности предполагает и вполне определенный уровень ее ответ спгвеяя ост и перед обществом за свои поступки в информационной сфере.

10 Колик К. К.

1111 VI

Информационная свобода личности не должна также наносить ущерба общественным и государственным интересам и поэтому может и должна регулироваться общественными нормами, государственным и международным правом.

Таким образом, информационная свобода личности в современном демократическом обществе должна представлять собой разумный компромисс государственных, общественных и личных интересов.

1р»| •а И1ф1|мщй к» швпдтк дсшм

иифврмащнной свободы «шести

Необходимым условием информационной свободы личности является обеспечение права человека на информацию. Это право должно быть зафиксировано в Конституции страны, в базовом законодательстве, которое определяет важнейшие правовые положения в информационной сфере, а также практически обеспечиваться политикой, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления.

Мало того, органы государственной власти и местного самоуправления в демократическом обществе обязаны создавать такие условия функционирования его информационной среды, которые содействовали бы повышению информированности всех членов этого общества в области социально значимой информации. Так, например, в федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» (статья 13 «Гарантии представления информации») содержатся следующие требования:

«I. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

4(11111 1 П|1|М1|М111М (бЦСЕТК

2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренном в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суде».

Таким образом, закон обязывает российские власти не только формировать в доступной форме общественно значимую информацию о состоянии экономики, культуры, образования, экологии и т. п., но также и оповещать граждан через средства массовой информации о состоянии этих сфер деятельности общества. Причем невыполнение этих обязанностей влечет за собой административную и уголовную ответственность соответствующих должностных лиц.

Информационная свобода личности в том или ином обществе в значительной степени определяется деятельностью и положением в этом обществе средств массовой информации. Ведь именно через СМИ большинство людей получают сведения не только о текущих политических событиях и погоде на завтра, но и о достижениях научно-технического процесса, образования и культуры, о международных событиях, а также о чрезвычайных ситуациях.

Многие помнят трагическую ситуацию на Украине в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС. В те дни средства массовой информации практически дезинформировали население страны, скрыв от него правду о радиационной опасности. Поэтому в Киеве и других близлежащих городах люди шли на демонстрацию вместе с маленькими детьми, ничего не подозревая о грозящей их здоровью опасности.

Этот печальный исторический факт свидетельствует о том, что монополизация СМИ, даже в руках государственной власти, далеко не лучший способ решения информационных проблем современного общества. Что же касается роли и положения СМИ в информационном обществе и их воздействия на информационную и»' 10*свободу личности, то нет никакого сомнения в том, что эта роль будет существенно более высокой, если не сказать определяющей.

В гражданском обществе СМИ выступают в качестве инструмента для взаимодействия трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Поэтому не зря СМИ часто называют четвертой ветвью власти в обществе.

Так, например, принятый в Англии Билль о правах, провозгласил свободу слова, открыв, таким образом, эпоху конституционной монархии, при которой гласность стала уже прерогативой не королевской власти, а парламента и суда.

Первая поправка к Конституции США положила запрет на вмешательство государства в деятельность прессы, поддержав таким образом развитие в этой стране гражданского общества.

Декларация прав человека и гражданина Французской республики объявила свободу печати и слова важнейшими правами человека.

Таким образом, положение в обществе средств массовой информации существенным образом определяет реальный уровень его демократизации, а следовательно, и реальную возможность достижения того или иного уровня информационной свободы личности.

При построении открытого общества функции СМИ существенным образом расширяются, так как теперь они должны обеспечивать решение еще двух исключительно важных для человека и общества социальных задач. Такими задачами являются открытость деятельности всех ветвей власти и гласность политических и общественных процессов в обществе.

Средства массовой информации в открытом обществе должны не только подробно и объективно освещать происходящие в стране и в мире общественно-политические и другие события, но и давать возможность любому члену этого общества выразить свое отношение к этим событиям, воздействуя таким образом на их дальнейшее развитие.

Следовательно, СМИ как основное орудие гласности являются важнейшим фактором практической реализации прав граждан на доступ к информации и свободу слова, которые в значительной мере и определяют реальную информационную свободу личности.

Информацкошя сюбца в инфврмздмямм обществе

Что же будет происходить со средствами массовой информации в дальнейшем при формировании информационного общества, в котором получат дальнейшее развитие и широкое распространение новые информационные технологии? Здесь можно указать на несколько наиболее существенных изменений, которые ожидаются в ближайшем будущем [103].

1. Ожидается глобальная «цифровизация» технических средств массовой информации за счет все большего использования современной и перспективной цифровой элементной базы. В результате этого техника СМИ не только станет более портативной и надежной, но, самое главное, — существенно более качественной и функционально развитой.

Так, например, развитие систем цифрового стереофонического радиовещания с использованием спутниковых ретрансляторов позволит обеспечить высококачественный прием общественно-политических, образовательных и культурно-развлекательных программ, а также службы новостей даже на штыревую автомобильную антенну или же карманный радиоприемник. Таким образом, будет обеспечена «включенность» каждого жителя нашей планеты в глобальную информационную среду будущего информационного общества.

Цифровое телевидение высокой четкости, переход на плоские экологически безопасные экраны различных размеров, возможность размещения телевизионных экранов отдельно от приемных блоков телевизора существенно расширят использование телевизионной техники в производственных и домашних условиях и, по-видимому, окончательно вытеснят из социальной &ои

Гмн VI

практики традиционные кинотеатры, которые должны будут уступить свое место голографическим информационным центрам.

2. Будет происходить все большая интеграция СМИ с цифровой вычислительной техникой и информационно-телекоммуникационными системами не только на техническом, но и на функционально-организационном уровне. Другими словами, функции СМИ и ИТКС будут все более часто пересекаться и дополнять друг друга.

Так, например, в информационном обществе станет возможным получать последние новости не только по радиовещательным и телевизионным сетям, но и по компьютерным сетям обмена информацией. Ведь сами эти сети будут интегрированными. Поэтому и телевизионные передачи можно будет смотреть прямо на экране компьютера, точно так же, как и телевизионный приемник будет иметь возможность выполнять определенные функции терминала информационно-телекоммуникационной сети. Через него можно будет связаться, например, с другим абонентом этой сети или же, что очень важно, выразить свое отношение к общественно значимой проблеме, обсуждаемой в данный момент обществом.

3. Цифровизация и интеллектуализация фото-, кино- и видеотехники, а также простота ввода полученной с ее помощью информации в цифровые сети передачи данных существенным образом расширят круг пользователей этой техникой, что, в свою очередь, позволит значительно увеличить запасы информационных ресурсов общества, повысить их качество, оперативность и достоверность.

Причем это дело самого ближайшего будущего. Ведь первые цифровые видео- и фотокамеры существуют уже сегодня, а многие музыкальные и видеостудии переходят на современную мультимедийную технику, которая открывает совершенно новые возможности для композиции и создания новых аудиовизуальных эффектов.

Таким образом, развитие средств массовой информации в информационном обществе, безусловно, полу-

ЧШН1 1 И|1|ИЦН111М |1ЩСШ

чит ряд новых возможностей для того, чтобы эти средства стали действительно массовыми и более доступными для всех граждан общества.

Необходимо только помнить, что информатизация общества сама по себе не делает его более демократическим, открытом или даже гражданским. Угроза тоталитаризма существует сегодня и будет существовать и в информационном обществе. Просто формы проявления этого тоталитаризма там будут другими. Но ведь сущность его от этого не изменяется.

Поэтому, для того чтобы обеспечить информационную свободу личности в условиях информационного общества, важно сохранить за средствами массовой информации возможности для оппонирования любым органам власти и организации их конструктивного диалога с общественностью своей страны, а также других стран мирового сообщества.

И В.5. Информационная ирестдннвсть

•реянсыяки изнкшеш шфпмащши врестристм

Стремительное развитие процесса информатизации общества и его распространение практически на все сферы жизни и деятельности людей создает объективные условия для появления нового вида правонарушений — информационной преступности.

Основными предпосылками для такого вида преступлений являются.

1. Отставание законодательно-правовой базы от темпов развития процесса информатизации общества, которое приводит к тому, что действия юридических и физических лиц в информационной сфере, наносящие материальный или моральный ущерб личности, обществу или государству, во многих случаях не получают должной правовой оценки и остаются безнаказанными, что в определенной мере стимулирует продолжение и расширение масштабов этих действий.

Гми«1

2. Информатизация денежного обращения, кредитных и банковских операций, а также финансового учета и отчетности, все большая ориентация потоков финансовой, экономической, таможенной, налоговой и другой информации в русло информационно-телекоммуникационных систем, распространение безналичных расчетов за поставку оборудования, товары и услуги — все это делает данную сферу привлекательной для действий преступных групп и сообществ с целью извлечения материальной выгоды, хищения денежных средств и коммерческих секретов, а также для информационного шпионажа, шантажа и

терроризма., 3. Повышение роли интеллектуальных компонентов

в профессиональной деятельности, а также все более широкое использование различных видов интеллектуальной продукции и интеллектуальной собственности на информационном рынке делает эту сферу социальной актйвиести о&щества, возможной ареной для противоправных действий Юридических и физических лиц, а также преступных группировок или сообществ.

Таким образом, социально-экономическая база для возникновения и развития информационной преступности создается, с одной стороны, все большим расширением информационной сферы общества, а с другой — отставанием правовой базы общества и его правовой культуры от темпов развития научно-технического прогресса в этой области.

Ниже будут рассмотрены следующие основные

виды информационных преступлений:

• информационные преступления в интеллектуальной

сфере;

• информационные преступления против личности;

• компьютерные преступления.

Конечно же, перечисленные виды преступлений далеко не исчерпывают всех видов возможных правонарушений в информационной сфере, однако их рас-

ЧИИИ I»1|1>ШЩН'И «ШИ»

смотрение позволяет получить общие представления о проблеме информационной преступности и методах борьбы с этим сравнительно новым явлением нашей

действительности.

Информационные вресфлеш в интеллектуальном сфере

Наиболее распространенными преступлениями данного вида являются нарушения прав граждан или организаций на интеллектуальную собственность. Наглядным и хорошо известным примером здесь является распространение на информационном рынке так называемой «пиратской» информационной продукции — компьютерных программ, баз данных, аудио- и видеоклипов популярных композиторов, исполнителей и музыкальных ансамблей и т. п.

Тиражи «пиратской» информационной продукции

сегодня достигли колоссальных размеров, а незаконно получаемая прибыль от ее распространения измеряется миллионами долларов США.

Рынки «пиратской» информационнойпродукции существуют сегодня практически во всех странах. Особенно сильно они развиты там, где процесс информатизации общества еще находится в начальной стадии и информационное законодательствопрактически отсутствует [ 104].

Весьма любопытно, что «пиратское» распространение программных продуктов многих известных фирм, лидеров в области разработки программного обеспечения персональных компьютеров, во многих случаях не встречает сопротивления с их стороны, так как оно содействует повышению спроса на продукцию этих фирм

на информационном рынке.

Действительно, если пользователь уже практически освоил применение того или иного программного пакета и пользуется им сегодня, то в будущем он, вероятнее всего, захочет приобрести следующую, более продвинутую версию именно этого пакета, а не станет

приобретать его у другой фирмы.

Однако в последние годы в развитых странах стали приниматься законы, которые квалифицируютраспространение «пиратской» продукции как информационное преступление и предусматривают за совершение таких преступлений не только крупные штрафные санкции, но и тюремное заключение. Уже есть прецеденты судебных процессов по поводу информационных преступлений данного вида, которые выиграны фирмами — хозяевами интеллектуальной продукции.

В России проблема борьбы с такого вида преступлениями еще находится в самой начальной стадии, хотя ряд законов, охраняющих право интеллектуальной собственности, в нашей стране уже приняты и вступили в силу. К числу таких законов относятся, в частности, следующие федеральные законы России:

• «Об информации, информатизации и защите информации»;

• «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

• «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

Обсуждение и принятие этих и других аналогичных законов, конечно же, содействует формированию современного правового сознания граждан России. Однако если говорить о реальной практике применения этих законов, то автору пока не известно ни одного судебного процесса, в котором предметом разбирательства являлся бы объект интеллектуальной собственности в информационной сфере. Так что здесь все у нас еще впереди.

И|ф1|мащ|в1ые •рестдиеми врпм микти

Одной из сравнительно новых проблем обеспечения информационной безопасности является проблема защиты информационных прав личности. Такие права охраняются законодательством ряда стран, в том числе и России. Так например, в действующей Конституции Российской федерации содержатся следующие положения, гарантирующие право на информацию всех граждан России:

• «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п.4);

• «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ст. 29, п. 5);

• «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ст. 44, п. 1);

• «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24, п. 2);

• «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» (ст. 41, п. 3).

Право на информацию является одним из важнейших прав человека. Это одно из самых крупных завоеваний демократии, которое содействует развитию человека, общества, государства и всей цивилизации в целом. Именно поэтому нарушение этого права и должно квалифицироваться как преступление против личности и преследоваться законом.

Социально-психологической базой для таких правонарушений в России является традиционная менталь-ность наших чиновников, доставшаяся нам в наследство от предыдущего тоталитарного режима. В соответствии с этой ментальностью чиновники стремятся ограничить доступ населения к той информации, которую они контролируют, хотя- значительная часть этой информации может быть отнесена к категории общедоступной и ее получение не ограничивается законом,

В настоящее время в России ещё не созданы эффективные механизмы контроля за соблюдением прав граждан на информацию. Так например, Минюстом России с 1995 года разрабатывается проект федерального закона «О праве на информацию», а Роскомин-формом велась разработка закона «О правовой информации».

ГмнУ!

Еще один вид информационных преступлений связан с нарушением прав личности на информационную безопасность. Такие права также закреплены в Конституции Российской Федерации, которая определяет их следующим образом:

• «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23, п. 1);

• «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» (ст. 23, п. 2);

• «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается» (ст. 24, п. 1).

Приведенные выше конституционные положения направлены на защиту персональной информации о гражданах страны, сбор и незаконное распространение которой может служить основой для вымогательства, шантажа, слежки за их частной жизнью, психологического давления и т. п.

Эти положения приобретают особую значимость уже в современном (а тем более в информационном) обществе. Ведь уже сегодня деловая и частная жизнь многих миллионов наших современников оставляет «электронный след» в различного рода информационных системах и базах данных. Фиксируется все — и телефонные звонки, и оплата счетов, и поездки, и таможенные декларации, и даже покупки в магазинах, если они оплачиваются при помощи кредитных карточек.

Значительная часть персональных данных о личности накапливается сегодня в государственных и муниципальных информационных системах и это уже вызывает определенную тревогу в обществе. Возможность доступа к этим данным бюрократического аппарата и их свободного использования нарушает баланс между интересами личности и государства, создает угрозы личной свободе граждан и гражданскому обществу в целом. Так, например, информация о прописке граждан, —д хранящаяся в паспортных столах служб коммунально- и1Ш го городского хозяйства России, в последнее время все

ЧШШ I И|1>ИЦИН1И 1>1ЦПИ

более часто становится источником махинаций и преступлений с недвижимостью. Интерес для преступников имеют и данные о суммах вкладов граждан, хранящихся на их счетах в сберегательных банках.

Впервые на эту опасность обратили внимание в ФРГ еще в конце 60-х годов, когда и была сформулирована новая социальная проблема защиты персональных дая- ных, которая стала исключительно актуальной сегодня, на пороге XXI века. В настоящее время уже более двадцати стран мира приняли законы по защите персональных данных и имеют соответствующие механизмы для

контроля за их соблюдением.

Подготовлен проект федерального закона «О персональных данных» и в России. Его принятие, а также создание действенного механизма по контролю за его использованием — важные и необходимые условия обеспечения информационной безопасности личности в нашей стране [105, 106].

Квмвьитер1ые врестдвшия

Особое место среди информационных преступлений занимают так называемые «хомпьютерные преступления», которые связаны с использованием тех новых возможностей по доступу к информации, которые предоставляют пользователям современные информационно-телекоммуникационные сети и системы.

Такого рода преступления, как правило, предполагают высокую профессиональную подготовку лиц, их совершающих, и поэтому осуществляются обычно так называемыми «хаккерами», т. е. профессиональными программистами, прекрасно не только владеющими навыками использования современных информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем, но и обладающими определенными познаниями специфики той предметной области, в которой эти системы используются (например, банковская или таможенная сфера,

бухгалтерские операции и т. п.).

Наиболее типичными целями компьютерных преступлений являются:

11111 VI

• хищение средств из автоматизированных денежных фондов путем подделки счетов и платежных ведомостей, совершения покупок с их фиктивной оплатой, перечисления денег на фиктивные счета и т. п.;

• кража информации из баз данных и компьютерных программ;

• преднамеренное искажение хранящейся в системе или же передаваемой ею информации;

• нарушение нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, включая их физическое повреждение или уничтожение.

По имеющейся статистике около двух третей всех крупных компьютерных преступлений в мире совершается с корыстными целями, около 20% — по политическим мотивам (шпионаж, терроризм и т. п.), а остальная часть — из мести, озорства и даже с познавательными целями.

Лица, совершающие такие преступления, могут быть условно разделены на следующие три основные категории:

• персонал фирм или других обслуживающих организаций, имеющий дело с информационной техникой и злоупотребляющий своим должностным положением;

• сотрудники организации, занимающие ответственные посты и вследствие этого имеющие достаточно широкие полномочия по доступу к информационным ресурсам вычислительных систем;

• удаленные пользователи информационно-телекоммуникационных систем, обладающие дополнительной информацией о деятельности тех организаций, по отношению к которым совершаются компьютерные преступления.

Действия компьютерных преступников, как правило, заранее обдумываютсяитщательноготовятся. Поэтому они часто бывают весьма хитроумными, а их последствия тщательно маскируются и обнаруживаются лишь спустя некоторое достаточно продолжительное время.

В большинстве случаев компьютерные преступники ранее не имели уголовного прошлого и являются нормальными личностями, обладающими изобретательностью и

1ии» » и|1>ма|1||им йуап

любознательностью. Обычно это сравнительно молодые люди в возрасте от 15до 45 лет, не удовлетворенные своим материальным положением или же социальным статусом. В их среде распространен так называемый синдром Робин Гуда, когда предполагается, что жертвами планируемого компьютерного преступления станутлишь обеспеченные люди и коррумпированная властная верхушка. Это является для потенциальных преступников определенным моральным оправданием своих действий.

В работе [107] рассмотрено более двух десятков способов совершения компьютерных преступлений. Самыми распространенными из них являются:

перехват информации при помощи различного рода подслушивающих, записывающих и других систем, размещаемых в непосредственной близости от центральных элементов информационно-вычислительной системы, встраиваемых в ее оборудование или программное обеспечение, а также действующих на расстоянии путем приема и анализа электромагнитных излучений, сопровождающих функционирование контролируемой системы;

• непосредственный яесанкццонированяый доступ к информационным ресурсам автоматизированных информационных систем путем использования уже имеющихся или же дополнительных собственных терминалов пользователей и принятых в данной системе паролей, коды которых удалось получить тем или иным

способом.

Если перехват информации требует достаточно серьезного технического обеспечения преступной операции и поэтому чаще всего применяется в случаях политического или же промышленного шпионажа, то несанкционированный доступ к информации с обычного пользовательского терминала является существенно более простым способом, который может быть осуществлен в одиночку без какой-либо дополнительной технической оснастки. Именно этот способ и применяется сегодня в большинстве случаев компьютерными преступниками.

Поэтому для повышения эффективности современ- —— ных систем разграничения доступа пользователей к »и»

Г1ШИ

наиболее ответственным информационным системам в последние годы стали применять такие методы, как автоматическая идентификация личности пользователя по его отпечаткам пальцев, а также по фотографиям, которые с этими целями специально хранятся в электронном виде в памяти системы.

Компьютерные преступления стали появляться в развитых странах в 70-х годах XX века, т. е. уже в начале развития процесса информатизации общества. Лидером здесь являлись Соединенные Штаты Америки, где было зафиксировано несколько случаев хищения довольно крупных сумм денег из банков, виновниками которых являлись их служащие. Аналогичные преступления наблюдаются и до сих пор в самых разных странах, в том числе — ив России.

Так, например, совсем недавно, в январе 2000 года, когда писались эти строки, российское телевидение передало сообщение об ограблении одного из банков в г. Новоуральске Свердловской области, совершенное компьютерным способом. Группе хаккеров, в которой участвовал один из бывших сотрудников банка, удалось путем различных махинаций подделать электронную кредитную карточку и с ее помощью через компьютерную банковскую сеть похитить более 11 млн рублей.

По действующим в настоящее время российским законам за совершение этого преступления виновным грозит от 5 до 10 лет лишения свободы.

Метцы йрьвы с шфармащши врестгисти

Основными методами борьбы с информационной преступностью в настоящее время являются следующие.

1. Развитие правового регулирования и законодательства в информационной сфере, которые сегодня существенным образом отстают от темпов развития процессов информатизации. В результате этого многие новые информационные отно-__- шения в обществе развиваются стихийно, что и11*1 создает благоприятные условия для различных

4(11111 I 11|1>ЦЦ1111|Ц луун

правонарушений и развития информационной

преступности.

2. Развитие и все более широкое комплексное применение организационных и инструментально-технических методов защиты информации и режимов функционирования информационно-телекоммуникационных систем.

3. Сертификация технических программных средств, используемых,при создании информационно-телекоммуникационных систем, особенно когда эчгй системы создаются и используются в интересах федеральных или же региональных органов власти,

4. Подготовка и обучение специалистов для создания служб информационной безопасности в государственных, региональных, ведомственных и коммерческих структурах.

5. Организация специального информационно-справочного фонда и соответствующей постоянно действующей консультационной службы по проблемам обеспечения информационной безопасности личности, государственных и общественных

структур.

6. Повышение уровня правосознания пользователей и владельцев информационно-телекоммуникационных систем и информационных ресурсов общества, которые должны быть заблаговременно ознакомлены с возможными информационными угрозами их безопасности, последствиями воздействия этих угроз и существующими в стране правовыми нормами в информационной сфере.

Таким образом, инструментальные меры, такие, как шифрование информации на абонентском уровне, а также различные методы разграничения доступа к информационным системам и информационным ресурсам, являются лишь частью того обширного комплекса мероприятий, которые должны обеспечивать информационную безопасность личности, общества и государства в условиях все более возрастающего уровня про- —д цессов информатизации [108, 109). """

Гмиш

Существенное место в этих мероприятиях должны занимать меры правового регулирования в информационной сфере и воспитания общественного правосознания [НО]. Важная роль в решении этих проблем отводится системе образования и средствам массовой информации (111 ].

В.В. Проблема информационно-психологической безопасности

Определим юития шфврмацяовнв-ясихологпеской безшикти

Состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности. Это влияние стало особенно заметным в последние десятилетия XX века, когда информационно-коммуникативные процессы в обществе значительно усилились благодаря его всеобщей информатизации, а переход от тоталитарного государства к демократическому породил во многих странах, в том числе и в России, усиление хаотических процессов в информационной сфере.

В связи с этим в последние 5-7 лет в обществе начала осознаваться новая глобальная проблема — информационно-психологической безопасности. Эта проблема еще недостаточно хорошо изучена, однако ее актуальность и социальная значимость столь высоки, что обойти вниманием эту проблему в данном пособии было бы совершенно неправильным.

Под информационно-психологической безопасностью в настоящее время принято понимать состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий [П2].

ЧШШ 1 М|1|М1(11111М (11|КТ11

К числу основных факторов информационно-психологического воздействия могут быть отнесены многие сравнительно недавно появившиеся в обществе тенденции и факторы, которые можно условно разделить на четыре основные группы.

1. Политические факторы, среди которых наиболее важными являются:

• изменение геополитической обстановки в мире и положения в нем нашей страны, тенденция к формированию однополярного мира при гегемонии США;

• разрушение прежней командно-административной системы и формирование новой государственности и гражданского общества;

• более активное развитие международного сотрудничества и связанное с этим более интенсивное информационное взаимодействие с зарубежными странами;

• усилившаяся информационная экспансия США и других западных стран с целью распространения своего мировоззрения, идеалов, политических и духовных ценностей.

2. Социально-экономические факторы, наиболее существенными среди которых являются:

• падение жизненного уровня населения, небывалое материальное и духовное расслоение общества, появление в нем большого количества обездоленных, рост явной и скрытой безработицы;

• разрушение прежде существовавшей системы социальной защиты населения, ухудшение здоровья нации и сокращение общей продолжительности жизни людей;

• эскалация преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, криминализация общественных отношений;

• возрастание социальной напряженности в обществе, в том числе на базе межэтнических и религиозных отношений.

3. Духовные факторы, в числе которых наиболее влиятельными представляются следующие: и11/

ГШ1»1

• кризис государственной и национальной идеологии, деформация традиционных норм поведения, нравственных установок и духовных ценностей;

• все более активное проникновение в общественное сознание массовой культуры Запада и вытеснение ею культурно-исторических национальных традиций;

• возрастание деструктивной роли исламского фундамен-тализма, религиозного сектанства и форм мифологического сознания.

4. Технологические факторы, наиболее важными из которых являются:

• появление и все более широкое распространение новых форм воздействия на общественное сознание (избирательных и политических технологий, нейролингвисти-ческого программирования, использования технотрон-

ных средств);

• массовое распространение общественного телевидения и его использование в качестве высокоэффективного средства воздействия на общественное сознание;

• все более широкое распространение в обществе информационной техники и новых компьютерных технологий, обладающих свойствами сильного воздействия на психику людей.

С точки зрения информационно-психологической безопасности интерес представляют не сами перечисленные выше негативные факторы, а то, как они воздействуют на психику людей.

При этом необходимо подчеркнуть, что технологические факторы чаще всего выступают как средства, психологического воздействия, которые существенным образом усиливают содержательное воздействие других

факторов,

Поэтому, нисколько не умаляя содержательную роль последних, мы в дальнейшем сосредоточим свое внимание лишь на рассмотрении технологических факторов информационно-психологической безопасности, так как именно они представляют собой совершенно новый социальный феномен, который еще недостаточно изучен современной психологической наукой.

Освовные вицы информационно-психологических воздействий

В дальнейшем будем различать следующие основные виды информационно-психологических воздействий:

• самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения связной, компьютерной или же телевизионной техники);

• преднамеренные манипулятивные воздействия на личность с целью ее явного или скрытого побуждения к определенным действиям.

Анализ самопроизвольных технологических воздействий информационной техники является предметом изучения инженерной экологии, которая существует уже более 30 лет и, безусловно, получит свое дальнейшее развитие в XXI веке в связи со все более широким распространением в обществе информационной техники. При этом, как представляется, первостепенное внимание должно быть уделено проблемам негативного воздействия на здоровье людей наиболее массовых видов информационной техники — телевидения, компьютеров, средств мобильной радиосвязи [ИЗ].

Кроме того, в связи с глобальной электрификацией и информатизацией общества, в ближайшие годы на повестку дня может оказаться выдвинутой еще одна совершенно новая глобальная проблема — обеспечения информационно-энергетической безопасности биосферы нашей планеты от вредного воздействия электромагнитных полей, интенсивность которых быстро нарастает и начинает влиять не только на многие биологические процессы в живых организмах и растениях, но и на их генетическую основу. Эта проблема еще практически не осознана современным обществом, но от этого она не

становится менее опасной [114].

Что же касается манипулятивных воздействий на психику людей, то здесь необходимо отметить их следующие основные особенности:

• высокий профессионализм в организации таких воздействий, которые могут быть подготовлены только лицами, имеющими специальные психологические знания и опыт;

• использование новых форм и средств скрытого воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание людей (так называемых психологических технологий);

• появление в последние годы психофизического (пси-хотропного) оружия, т. е. техногенных средств, использование которых может оказать дистанционное воздействие на психические функции и работу физиологических органов и систем человека |96].

Современное состмиие метвдп ивфввмщиышв-всихожического воздействия и «собешсти их вращения в Россия

Одной из главных причин развития и все более широкого использования в современном обществе психологических манипуляций сознанием людей является переход к рыночной форме экономики. Абсолютизация рыночных отношений и конкуренции в развитых капиталистических странах как основного способа социальных отношений, утверждение капитала в качестве основного богатства общества, а прибыли — в качестве основной цели его экономической активности — все это создало достаточно сильную мотивацию для психологических манипуляций.

Наиболее характерным примером этого является развитие рекламы товаров и услуг, которая становится настоящим бичом в современном обществе потребителей. Так, например, в странах Америки и Европы'сегодня получило широкое распространение такое социальное явление, как болезнь насильственных покупок. Она проявляется в том, что, находясь под постояннйм воздействием рекламы, люди начинают приобретать массу таких вещей, которые им по существу вовсе и не нужны.

Достигается же такое воздействие посредством использования специально разработанных и умело осу- иШ ществляемых рекламных технологий, которые представ-

1И1Ш I Н|1>ШЩ1НМ 11|(СТ11

ляют собой специальные методики психологического воздействия на подсознание. Это и специальные методы подачи изображений рекламируемых изделий на рекламных плакатах и экранах телевизоров, и определенным образом подобранные фразы в рекламных роликах и видеоклипах, и т. п.

С развитием информатизации общества уровень «включенности» людей в информационно-коммуникативные процессы существенным образом возрастает, что многократно увеличивает эффективность использования манипулятивных информационных технологий. Это превращает такие технологии в один из основных факторов угрозы для информационно-психологической безопасности личности, отдельных социальных слоев и населения страны в целом.

Манипулирование общественным мнением при помощи специальных информационных технологий стало сегодня высокоэффективным средством политической борьбы и поэтому широко используется в различных странах, в том числе и в России. При этом использование таких технологий в нашей стране не получает практически никакого противодействия со стороны государства и общества и поэтому достигло таких масштабов, что начало представлять угрозу безопасности не только личности, но и российскому обществу, и нашему государству.

Опасность этой ситуации начала осознаваться российскими учеными лишь в последнее пятилетие, когда стали появляться первые тревожные статьи по этому поводу, а по инициативе Института психологии РАН в 1995и 1996гг. были проведены две научно-практические конференции «Проблемы информационно-психологической безопасности» [112]. Эти конференции показали особую актуальность проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства на современном этапе развития России, которая обусловлена следующими основными особенностями этого периода.

1. Страна уже длительное время находится в стадии глубокого социально-экономического, научно-техничес- в11

ТШ1(1

кого и духовного кризиса, что обострило восприимчивость населения к информационно-психологическим манипуляциям.

2. В стране начисто отсутствует какой-либо механизм защиты населения от психологических манипуляций политической, экономической и духовной направленности, что делает миллионы наших сограждан их жертвами. Достаточно вспомнить лишь широко известные аферы финансовых пирамид типа «МММ», «Русский дом Селенга» и др., от которых пострадали миллионы вкладчиков и которые стали возможными только благодаря манипулированию общественным сознанием через рекламу на каналах общественного российского телевидения.

3. В России сегодня практически нет никаких социальных механизмов для контроля и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий на человека и общество, которые уже созданы и функционируют в ряде других стран. Отсутствует не только необходимая правовая база для такого рода контроля, но даже попытки ее создания наталкиваются сегодня на решительное противодействие определенных слоев общества, рассматривающих такие попытки как ограничение информационной свободы в демократическом обществе.

Именно поэтому многочисленные и разнообразные каналы информационно-психологического воздействия на людей остаются в современной России бесконтрольными и широко используются для манипулирования общественным сознанием.

4. Поиск конструктивных решений по обеспечению информационно-психологической безопасности страны затруднен в современной России еще и тем, что в ней пока не создано даже концептуально научно-методического обеспечения для решения этой важной и актуальной проблемы. Правда, попытки в этом направлении уже делаются. Так, например, в соответствии с рекомендациями ряда ученых страны были предприняты попытки разработки проекта концепции информационно-психологической безопасности России. Однако эта концеп-

ЧНПЫ 1 11|1|НЦИ1ЦЦ |1|1ЕТ1(

ция, насколько известно автору, до сих пор не принята на уровне общегосударственного документа.

Таким образом, как это ни печально, приходится констатировать, что современное российское общество сегодня полностью обезоружено перед лицом информационно-психологической опасности, которая уже является объективной реальностью сегодня и будет еще сильнее проявлять себя в будущем.

По прогнозам некоторых ученых, деструктивные манипуляции человеком, общественным мнением и массовым сознанием с политическими, экономическими и другими целями могут превратиться в XXI веке в глобальную мировую проблему, которая станет в один ряд с национальными конфликтами, экономическими катастрофами и демографическими бедствиями [115,116}.

И надо быть к этому готовыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: