Мдхьтимехиатепшпи я экран» кдяьтфа вбцесш

Новые информационные технологии дают хорошие возможности для развития наблюдательности, способностей улавливать сходства и различия, выявлять скрытые закономерности, т. е. именно тех качеств, которые необходимы человеку для плодотворной творческой деятельности. Компьютерные технологии создают также новые возможности для развития у людей чувства гармонии при восприятии цветовой гаммы, воспитанию хорошего художественного вкуса.

Мультимедиа-технологии стали сегодня инструментальной основой быстро развивающегося нового направления в искусстве — экранного искусства.

Уже созданы и промышленным образом тиражируются десятки тысяч оптических компьютерных дисков типа СО-КОМ, популяризирующих шедевры мировой культуры, которые ранее были доступны для ознакомле-ния лишь при непосредственном посещении музеев, дворцов, картинных галерей, художественныхвыставок. При этом удается объединить в общем тематическом планенетолькокрасочныеидостаточноподробныеизоб-ражения произведений архитектуры, скульптуры и живописи, но и сопровождать эти изображения многоаспектной справочной текстовой информацией, а также соответствующими музыкальными произведениями, телевизионными клипами и мультипликацией [ 100,128].

Все это создает достаточно сильное эмоциональное воздействие на зрителя, развивает его художественный вкус и одновременно дает возможность получать необходимые знания в области культуры, искусства, истории развития человечества.

Возможности данного направления развития ин- &о4 формационных технологий настолько многообещающи,

ШИК 1 Н|1>ЦЦ11111Н ЙЦЦТН

что вполне обоснованно можно говорить о зарождении целого нового направления в области культуры — экранной культуры. Вполне естественно, что эти возможности могут и должны эффективно использоваться в перспективной системе образования для развития у людей творческих качеств.

Информационные текшогии и развитие вамяти чешет

Еще одно направление использования новых информационных технологий в развивающем.образовании заключается в их применении для развития памяти, т. е. способности человека запоминать и в необходимых случаях использовать большие объемы разнообразной информации. Сегодня можно считать доказанным, что память человека неразрывно связана с процессом мышления. Поэтому запоминание и использование хранящейся в памяти информации являются важными компонентами процесса мышления и, следовательно, развития интеллектуальных способностей человека.

Известно, что прочно запоминается лишь то, что хорошо осмыслено или же имеет ассоциативные связи с уже хранящимися в памяти образами или понятиями. Это свойство используется для развития таких видов памяти, как логическая памяпи» и мнемоническая палиипь.. Первая из них базируется на принципе логической организации запоминаемого материала, а вторая — на использовании некоторых, иногда специально организуемых, ассоциативных связей между старыми и новыми понятиями или образами. Применение новых информационных технологий и уже имеющихся в настоящее время достаточно широких возможностей персональных ЭВМ открывает в данной области многообещающие перспективы.

Лингвистические аспекты развития творческих иосвбивстей

Современная когнитология утверждает, что развитие у человека способностей к абстрактному творческому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, на котором он мыслит. Не только &оЭ

способности человека к литературному творчеству или ораторскому искусству, но и его возможности к построению и логическому осмыслению научных гипотез, требуют достаточно свободного владения богатым языком, имеющим необходимые средства для адекватного представления многих абстрактных понятий, характеризующих различные свойства и процессы окружающего нас мира. • '•. ".[

Необходимо также отметить, что от богатства того языка, на котором способен мыслить человек, существенным образом зависит и процесс формирования его общего мировоззрения. Другими словами, тот «образ мира», который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем наших знаний и идеологическими установками, но и теми языковыми средствами, при помощи которых этот образ формируется в процессе мышления. Поэтому глубокое изучение богатого языка, характерным примером которого является современный русский язык, — это не только важное условие интеллектуализации общества, но также и способ формирования в данном социуме адекватных представлений о глобальной картине мира,, создание базы для продуктивной научной и творческой деятельности.

В связи с. вышеизложенным может возникнуть вопрос о том, не подавляет ли глубокое изучение богатого иностранного языка способностей человека говорить и мыслить на своем родном этническом языке? Оказывается, что нет. Наоборот, как показывают результаты научных исследований в области интерлингвистики, изучение иностранного языка содействует повышению культуры родной речи, так как способствует более тонкому восприятию оттенков мысли на родном языке [ 101 ].

Таким образом, магистральное направление развития современного общества лежит не на пути лингвистической самоизоляции стран и их отдельных регионов от окружающего мира, а, наоборот, на пути создания

Нам представляется, что в XXI веке каждый культурный человек должен достаточно свободно владеть тремя-четырьмя языками. Одним из них должен быть национальный государственный язык той страны, в которой постоянно проживает человек.-Вторым должен быть «информационный» язык, т. е. тот язык на котором представлено наибольшее количество научно-технической, экономической, политической и другой информации. В настоящее время таким языком де-факто

является английский.

Третьим языком должен быть достаточно богатый язык для научного и художественного творчества. Примерами таких языков являются русский язык и санскрит. Не вдаваясь далее в лингвистические тонкости данной проблемы, отметим лишь особую важность наличия в используемом для научного творчества языке развитых форм переходных глаголов и сослагательного наклонения, являющихся важными средствами для научного размышления и построения гипотез.

Четвертым необходимым языком для людей XXI века должен являться их родной этнический язык, который может не всегда совпадать с национальным государственным языком. Знание этого языка необходимо для того, чтобы сохранятпь и подд'?рж(1вать свою этническую культуру, самобытность которой обогащает сокровищницу мировой культуры.;:..'-•:•

Таким образом, человек будущего должен стать полиглотом, свободно владеющим как минимум тремя-четырьмя языками. Какую же роль могут сыграть в формировании у людей таких знаний и навыков новые информационные технологии? Возможности эти поистине уникальны уже сегодня и обещают стать еще большими в будущем.

Характерными примерами таких технологий Являются гипертекст и мультимедиа, на основе которых уже создаются и будут все шире использоваться в будущем проблемно-ориентированные обучающие системы для целей лингвистического образования.

Сочетание красочных цветных изображений, звуковой поддержки, а в необходимых случаях — и анима- /О/

ГМ»У1

ционных, мультипликационных и телевизионных клипов позволяет более эффективно использовать возможности ассоциативной памяти людей для запоминания ими новых слов, отрабатывать правильную артикуляцию при их произношении, подбирать необходимые синонимы и омонимы, повторять отдельные фрагменты фраз, текстов и т. п.

Новой и очень важной дидактической возможностью новых информационных технологий в системах компьютерного обучения и самообучения является возможность цндгшидуолизации учебного процесса с учетом персональных особенностей обучаемых к восприятию и запоминанию новых слов, фраз и оборотов иностранной речи.

Так, например, опыт практического использования разработанной Л.А. Растригиным обучающей системы, в которой использован принцип кибернетического управления процессом накопления знаний в процессе обучения, показал ее высокую эффективность при изучении иностранных языков именно благодаря индивидуализации этого процесса (102].

И М. Ннфярмацнвшя свв8вда личности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: