Статистика деловой активности

В условиях рыночной экономики статистика деловой активности обеспечивает государственные органы всех уровней информационно-аналитическими материалами, на основе которых принимаются решения в области функционирования рынка, вырабатывается налоговая и ценовая политика, принимаются меры по стимулированию развития рыночных отношений.

Объектом исследования являются предприятия в разнообразных формах их существования. Статистика деловой активности использует систему показателей, включающую следующие основные блоки.

1.1. Показатели состояния и сбалансированности рынка (как внешнего фактора, воздействующего на развитие предприятия): товарное предложение; покупательский спрос; емкость, насыщенность рынка; структура рынка.

1.2. Показатели товародвижения и реализации услуг: товарооборот и продажа услуг; структура товарооборота; среднедушевой товарооборот; товарные запасы и товарооборачиваемость.

1.3. Показатели цен (тарифов) на товары и услуги: уровень цен; структура цен; покупательная способность рубля и денежный доход населения.

1.4. Показатели инфраструктуры (материально-технической базы): основные фонды, численность, состав, пропускная способность, размер, техническая оснащенность предприятий; численный состав трудовых ресурсов на предприятии.

1.5. Показатели социально-экономического эффекта и эффективности коммерческой деятельности предприятий: доходы, прибыль, рентабельность предприятий; издержки обращения и производства; затраты труда и их оплата; удовлетворение покупательского спроса; налогообложение.

Источниками информации, как правило, являются данные статистической отчетности, бухгалтерского учета, выборочных и монографических исследований.

Статистика классифицирует информацию по следующим признакам: участник учетной работы (информация учета товаров основных средств, денежных средств, тары); фаза управления (плановая, учетная, аналитическая, прогностическая); отношение к процессу управления (осведомляющая, управляющая); отношение к объектам управления (внешняя и внутренняя, входящая и исходящая); стадия образования (первичная и вторичная); стабильность (условно постоянного норматива и условно переменного норматива); полнота охвата данных (достаточная, недостаточная, избыточная); степень законченности обработки (промежуточная, выходящая или результатная).

Методы статистики предприятия представлены совокупностью приемов и методов, разработанных математической статистикой, общей теорией статистики и рядом отраслевых статистик. Среди них можно выделить статистику наблюдения, сводку и группировку, относительные величины, средние величины, показатели вариации, показатели рядов динамики, индексы и т.д.

Необходимо отметить, что если индекс среднедушевого потребления продовольственных товаров относительно стабилен, то это служит доказательством отсутствия перспектив существенного роста внутри потребления, т.е. сверхприроста численности населения. В свою очередь, низкий средний удельный вес расходов на питание свидетельствует о высоком уровне жизни населения страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: