Современное состояние транспортной системы страны

В настоящее время транспортный комплекс нашей страны - это 600 тысяч организаций, 10 млн. транспортных средств. Ежесуточно по транспортным коммуникациям перевозится 59,7 млн. пассажиров, 28,6 млн. тонн грузов. В морских и речных портах перегружается около 2 млн. тонн грузов в сутки. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет в 2,5 раза и составляет 7 процентов валового внутреннего продукта страны.

Изменение макроэкономической ситуации, замедление темпов роста ВВП и промышленного производства в 2013-2014 гг. повлекли за собой сокращение основных объемных показателей работы транспортного комплекса в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

В первой половине 2014 г. грузооборот на транспорте РФ увеличился на 1,1 % несмотря на снижение внешней торговли и прочие негативные факторы и составил 1,684 трлн. т-км. Распределение грузооборота по видам транспорта выглядит аналогично предыдущим периодам следующим образом: трубопроводный транспорт – 50 %, железнодорожный – 44 %, автомобильный – 4 %, морской – 1 %, внутренний водный – 1 %, воздушный – менее 1 %. При этом грузооборот железнодорожного транспорта увеличился по сравнению с аналогичным периодов 2013 г. на 6,1 % до 750, 4 млрд. т-км; автомобильного – на 0,6 % до 73,4 млрд. т-км; внутреннего водного транспорта – на 14,5 % до 11 млрд. т-км; морского транспорта сократился на 16 % до 10,4 млрд. т-км; воздушного снизился на 5,8 до 1,5 млдр. т-км.

Пассажирооборот по видам транспорта за 2013 г. составил: железнодорожный транспорт – 138,5 млрд. пассажиро-километров, воздушный – 225, 2 млрд. пассажиро-километров, автомобильный (автобусный) – 119,3 млрд. пассажиро-километров, внутренний водный – 0,599 млрд. пассажиро-километров, городской (трамвайный, троллейбусный, метрополитенный) – 56,6 млрд. пассажиро-километров. Такая динамика грузооборота в этот период была вызвана такими причинами как: сложная политическая и экономическая ситуация, снижение цен на нефть, замедление роста экономики страны и др.

Уровень развития транспортной системы РФ существенно различается по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км2) отличается иногда в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.

Отличаются регионы и по структуре грузоперевозок. В регионах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ — велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском регионе преобладает железнодорожный транспорт и высоко значение трубопроводного, а также в Центральном районе большая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Территориальное размещение основных поставщиков сырья, топлива, материалов и т. д. формируют разные мощности транспортных потоков. Различают три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное – это сибирское направление восток—запад и обратно, включающее разные виды путей сообщения: железнодорожные, трубопроводные и водные.

2. Меридиональное центральноевропейское – это направление север—юг, включающее в основном железнодорожные пути (выход на Кавказ, Украину, Молдову).

3. Меридиональное Волго-Кавказское – это направление север—юг, включающее выход по реке Волге, а дальше железнодорожным и трубопроводным путям на Поволжье и Кавказ.

Эти три направления тесно связывают такие виды транспорта как железнодорожный, внутренний водный и автомобильный. По этим направлениям в основном совпадают с сухопутными и магистралные авиатрассы.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть путей сообщения различных видов транспорта внутрирайонного и местного значения. В совокупности они и образуют Единую транспортную систему России, имеющую различную локальную конфигурацию. Чаще всего она бывает радиальной: одноцентровой, схематично напоминающей паутину, и многоцентровой, характерной для мегаполисов. В некоторых регионах (например, на Урале) имеет место ортогональная конфигурация, где пути сообщения имеют направления параллельно широтам и меридианам. Существует также древовидная конфигурация, обусловленная, в первую очередь степенью освоения территорий (например, в Сибири и на Дальнем Востоке).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: