Пояснительная записка. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 02. 04. 10 «психология» (очная форма обучения)

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 02.04.10 «Психология» (очная форма обучения)

Объем занятий: всего – 101 час

В том числе аудиторных - 84 часа

Изучается в 5 семестре.

Экзамен в 5 семестре.

Согласовано: Разработано:

Декан ФП, доктор психол. наук, кандидат психол. наук,

проф. Ахвердова О.А. доцент кафедры соц. и полит.

психологии Козловская Н.В. _______________________

«____» ___________ 2008

Дата разработки Рассмотрено

УМК ФП «___» _______

«____» ___________ 2008 протокол № ____

Зав. кафедрой соц. и полит. доктор пед. наук,

психологии доктор психол. наук, проф. Малашихина И.А.

доцент Белых Т.В. ____________

«___» _____________ 2008

Ставрополь 2008

Козловская Н.В. Психология общения: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд–во СГУ, 2008. – 409 с.

Данное учебное пособие написано на основе исследований, выполненных отечественными и зарубежными психологами в области психологии общения, и представляет собой изложение основ и закономерностей построения эффективной коммуникации.

В приложении дается авторская учебная программа по курсу психологии общения, предлагаются тесты для самоконтроля.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей, интересующихся проблемами общении, а также практических психологов, чья работа непосредственно связана с развитием коммуникативной компетентности как детей, так и взрослых.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. 3

Проблема общения в истории отечественной науки. 5

ИсследованиЕ общения в социальной психологии. 18

Основные характеристики общения. 27

Психологические особенности процесса речевого общения. 66

Невербальные особенности в процессе общения и проблема самовыражения 81

Особенности человеческой коммуникации. 37

Синтоническая модель общения. 66

Трансактный анализ общения. 109

Виды и техники слушания. 151

Технология организации эффективного процесса общения……………192

Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения. 227

Общение как взаимодействие социальных субъектов. 241

Проблема доверия и самораскрытия в общении. 259

Межличностная аттракция. 284

Проблема «затрудненного общения». 305

Стратегии взаимодействия: подавление, манипуляции, партнерство. 322

Стили общения. 336

Практические проблемы оптимизации общения. 363

Психологическая коррекция стиля общения. 380

Сказкотерапия как один из способов осознания путей оптимизации общения 395

Приложение. 404


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучением тех или иных сторон общения заняты разные науки: философия и психология, психиатрия и этология, социология и информатика. Для каждой из них понятие «общение» свое, да и внутри этих наук нет согласия. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с той самой его вездесущностью, которая видна невооруженным глазом и которая яростно сопротивляется всяким попыткам ограничить круг изучаемого явления. С другой стороны, попытки охватить все возможные составляющие общения приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. В результате либо рассматриваются какие-то отдельные части и виды общения (деловое, дружеское, невербальное), либо выделяются и изучаются такие закономерности, которые могут быть общими для всех ситуаций общения, например, общение как коммуникация, как прием и передача информации.

В предлагаемом учебном пособии мы попытались рассмотреть проблему общения с разных сторон, выделив в ней наиболее значимые, на наш взгляд, аспекты, помогающие понять не только, что собой представляет общение как психологическая категория, но и определить наиболее эффективные пути, способы, приемы его развития и формирования.

В связи с требованиями стандарта, целью данного пособия является вооружение студентов теоретическими знаниями по психологии общения, организация их самостоятельной работы по изучению предмета, с тем чтобы создать условия для овладения студентами компетенциями в области общения, являющегося инструментом эффективной социализации личности в процессе профессионального и гражданского становления.

Освещение в пособии таких вопросов, как возрастные, гендерные, индивидуальные особенности общения, позволит студентам более глубоко проникнуть в исследуемую проблему, освежив в памяти знания по смежным дисциплинам: возрастной, общей, социальной психологии.

Автор ставил своей главной задачей систематизацию имеющегося в науке материала, структурирование его в более удобной и приемлемой для усвоения форме в соответствии с имеющимися учебными программами.

В результате усвоения предлагаемого курса студенты должны получить представление о:

· психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств общения;

· специфике различных видов общения и требованиях, предъявляемых к ним в различных ситуациях;

· механизмах повышения эффективности взаимодействия в различных ситуациях;

· явлениях, способствующих снижению эффективности общения, и способах их преодоления;

· психологических условиях протекания процесса общения;

· способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Таким образом, предлагаемое учебное пособие призвано помочь студентам в усвоении психологических знаний в области психологии общения. Однако важно не только получить эти знания, но и суметь реализовать их на практике. Для этих целей автором разработан практикум по психологии общения, который может и должен использоваться студентами (преподавателями) как единый учебно-методический комплекс при освоении дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: