| Цель слушания | Метод | Приемы слушания |
| 1. Уточняющая проверка | ||
| Прояснение деталей, уточнение фактов, прояснение перспектив, уточнение скрытого смысла или вашего восприятия | Вопрос «что?», «как?» или «когда?». Переформулировка того, что, по-вашему, Вы услышали | «Вы видите эту проблему именно так?» «Не уточните ли вы, что вы подразумеваете под…» «Что конкретно вы имеете в виде под…» «Я так понял, что вы сказали… Это верно?» |
| 2. Проверка точности восприятия услышанного | ||
| а) Проверка точности услышанного; поощрение дальнейшего обсуждения. б) Сообщение говорящему о том, что вы уловили основную мысль. | Перефразирование основных идей говорящего с концентрацией на фактах | «Как я понял, проблема состоит в... (своими словами). Правильно ли я вас понял?» «По-моему, вы сказали. Что…» |
| 3. Проверка чувств и ощущений | ||
| а) Демонстрация своего внимания и понимания. б) Уменьшение тревожности, гнева или иных негативных чувств. в) Сообщение человеку о том, что вы понимаете его (ее) чувства | Отражение чувств говорящего. Перефразирование сказанного своими словами. Поддержание тона разговора – легкого или серьезного. Выражение участия в тех чувствах, которые лучше всего соответствуют состоянию говорящего. | «Тебе кажется, что тебя лечили неправильно». «Ты неверно это понял». «Понятно, что тебя вывело из себя то, что это произошло именно с тобой». «Мне кажется. Что. Когда твой начальник говорит с тобой в подобной разгневанной манере, ты имеешь привычку отключаться». «Я чувствую, что тебе нравится эта работа, но ты точно не знаешь, как добиться ее получения». |
| 4. Проверка-резюме | ||
| Сосредоточение на ходе обсуждения; переход на более высокий его уровень. Сосредоточение на основных моментах, использование их в качестве «трамплина» для последующей дискуссии. Сведение воедино основных идей или фактов. Оценка степени прогресса. | Переформулирование, отражение и подытоживание основных идей и ощущений. | «Суть проблемы в следующем…» «А теперь проверим: мы рассмотрели следующие факты…» «Похоже, что основное в ваших словах было…» «В качестве резюме могу сказать, что. По-моему, главное состоит в …» |
| 5. Выражение «принятия» | ||
| Стремление оставаться нейтральным и показать свою заинтересованность. Поощрение говорящего к продолжению его выступления. | Отсутствие демонстрации своего согласия или несогласия. Использование междометия или выражения, соответствующий тон голоса. Выражение своего понимания. | «Да…» «Угу». «М-да…» «Понятно…», «понимаю…», сочувствующее молчание во время пауз. |
| 6. Поощрение к продолжению разговора | ||
| Признание важности данной проблемы | Демонстрация желания обсудить данную проблему | «Расскажи-ка мне об этом» «Да, похоже, что это действительно проблема…» |






