Развивающиеся страны: специфика их включения в мирохозяйственные связи

В группу развивающихся стран (РС) на начало ХХI века входят 125 государств Азии, Африки и Латинской Америки – характеризуются низким и средним уровнем доходов. В них проживает почти 80% населения мира. Но их доля в производстве мирового ВВП примерно 40%. Их экспорт составляет 24% в мировом объёме. Хозяйственный механизм РС характеризуется низкими доходами и одновременно слабыми возможностями для экономического роста. Эти страны относятся к доиндустриальному типу развития.

Признаки сопутствующие хозяйствам развивающихся стран
Экономические Неэкономические
n Преобладание с/х производства и добывающей промышленности; n Отсталая техническая база; n Многоукладность экономики; n Низкий профессионализм населения; n Слабость и недостаточность отечественных капиталов; n Низкий уровень доходов и сбережений населения, малая ёмкость внутреннего рынка; n Низкий уровень инвестиций; n Высокий уровень безработицы; n Неразвитая рыночная инфраструктура. n Высокий рост населения, который поглощает позитивные эффекты роста экономики; n Отсутствие рыночного менталитета у населения; n Племенная рознь, препятствующая развитию единого рыночного пространства; n Преступность; n Взяточничество и коррупцию.

Участие РС в мирохозяйственных процессах отражает слабость их внутренних рынков. Значительная часть экспортных доходов обеспечивается в основном за счет природных ресурсов и с/х продуктов. Это приводит к чрезмерной зависимости страны от мировых цен и делает экономику не устойчивой. Экспорт страны, содержащий продукцию с низкой добавленной стоимостью на мировом рынке котируется как малодоходный.

В большинстве РС наблюдается острая зависимость внутренних инвестиций от притока иностранных активов, обремененность накопленной внешней задолженностью. Государственное регулирование часто направляется на то, чтобы препятствовать оттоку финансовых ресурсов за рубеж. Жесткий валютный контроль при слабой, неконвертируемой валюте приводит к формированию «черных» валютных рынков в этих странах, что ослабляет их национальные позиции. РС стали поставщиками как неквалифицированной, так и квалифицированной рабочей силы на мировом рынке труда.

РС ищут концепции прорыва из «ловушки бедности». Сначала они пытались вырваться за счет государственного сектора (госсектор оказался неэффективным), затем - с помощью иностранных займов (долги попросту проедались, что привело к росту внешней задолжности). У многих Африканских государств внешний долг составляет 70% их ВВП и 2,5 раза превышает поступления от экспорта. В 70-х годах возникла концепция «нового экономического порядка», которая требует перераспределения доходов в пользу стран, отстающих в своем развитии. В последнее время перспективы РС все в большей мере связываются с развитием их внутреннего рынка, с повышением доли добавленной стоимости в произведенной продукции. Весьма популярна концепция прорыва за счет иностранного предпринимательского капитала. Но для ее реализации необходимо сформировать элементарные экономические и институциональные предпосылки.

5. Страны с переходной экономикой, проблемы интеграции в мировое пространство.

Переход к рынку предполагал использование механизма саморегуляции. Думали, что механизм саморегуляции сделает то, что не смогло сделать государство, - организует инвестиционный процесс снизу. Его инициируют сами предприятия. Но, старая система ушла, а новая придя на смену долго не могла нарушить паузу в инвестиционном процессе. Этому послужило много причин:

1. Процесс реформирования социалистической системы шёл очень медленно. Его проводила та политическая элита, которая боялась кардинальных перемен.

2. Стагнация экономики привела к распаду социализма, а затем и Советского Союза. Для всех стран-участниц этого процесса результатом стали разрыв хозяйственных связей и глубокий спад производства.

3. Предприятия посткоммунистических стран потеряли свои традиционные рынки, в том числе, и государственный. На западных рынках значительная доля продукции этих стран не находила покупателей. Началось массовое банкротство предприятий, не выдержавших таких испытаний.

Переход от плановой системы посткоммунистических стран к рыночной переходил на фоне спада и сопровождался инфляцией.

В таких условиях приходилось проводить рыночные реформы: создавать рыночную инфраструктуру, проводить либерализацию цен, приватизацию.

Либерализация цен привела к их резкому росту, что оказалось неприятной неожиданностью для руководства многих стран. Демонополизацию проводить было неразумно, т.к. производство итак стоит. Стабилизирующего эффекта ждали от приватизации, которая должна была сформировать в стране частный сектор. Приватизация не смогла привести в страну эффективного собственника:

n Они не располагали капиталом, необходимым для инвестирования. Только иностранный капитал обладал таким потенциалом, но он осторожно включался в рынок, который стагнировал;

n Не обладали умением управлять предприятьием и строить долговременные стратегии;

n Последующее развитие связано со сменой неэффективных собственников на эффективных. Начался процесс передела собственности, что несколько затянуло инвестиционный процесс.

После кризиса 1998 года обогащаться за счет приватизации было невозможно, т.к. этот процесс уже закончился. Денежный капитал направился в реальный сектор. На первых порах ему нужно было сохранить свой физический капитал, который старел и мог прийти в негодность. Угроза аварий из-за старения фондов требовала инвестиций. Инвестиции оказались неотвратимыми.

Сегодня страны с переходной экономикой сменили стратегии выживания на стратегии эффективного развития. Страны, которые смогли развиваться с помощью иностранного капитала, добились более значительных успехов в экономическом росте. На сегодняшний момент МВФ оценил экономику России и европейских посткоммунистических стран как рыночную. Но все же рынки этих стран еще не отличаются зрелостью и устойчивостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: