Сборка зубчатых передач

В редукторах широко применяются цилиндрические и конические зубчатые передачи с прямым и винтовым зубом различной степени точности. Технические условия на сборку зубчатых передач (6-8 степени точности) предъявляют повышенные требования к точности монтажа и зацеплению зубь­ев по сравнению с соответствующими параметрами зуб­чатых передач в агрегатах и машинах (8—11 степени точности для обработанных и 12 степень точности для необработанных) [18].

Точность зубчатого зацепления определяется пока­зателями кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев. Задается также вид сопряжения, оп­ределяемый боковым зазором. Для зубчатых передач кинематическая точность оценивается наибольшей ки­нематической погрешностью передачи (до 8 степени точности колес), плавность работы — циклической по­грешностью передачи, контакт зубьев — пятном контак­та, непараллельностью осей, перекосом осей, боковой зазор — предельными, отклонениями межосевого рас­стояния или гарантированным боковым зазором. Точ­ность каждой передачи определяется комплексом показателей (из числа перечисленных выше), установленных техническими условиями на сборку.
Сборка зубчатых передач включает установку и закрепление колес на валу, установку валов с колесами в корпусе, проверку и регулировку зацепления. При вы­полнении всех этих работ должны быть учтены требования к точности передачи.

Зубчатые колеса могут соединяться с валом при помощи цилиндрического или шлицевого соединения. Обычно для этого используются переходные посадки. Для передачи крутящего момента в цилиндрическом соединении устанавливается шпонка.

В коробках скоростей широко применяются пере­движные шестерни и блоки шестерен, устанавливаемые на шлицевых валах с использованием посадок с зазо­ром. Встречаются также зубчатые колеса (промежуточ­ные), свободно вращающиеся на оси (пальце).

Зубчатое колесо, напрессованное на вал, может иметь следующие погрешности: радиальное биение, перекос на валу, перекосы в шпоночном соединении, неплотное при­легание ступицы к упорному буртику вала. Радиальное и осевое биения определяются с помощью индикатор­ных устройств (рис. 13.4.).

При проверке радиального биения между зубьями последовательно закладывается цилиндрический калибр; диаметром 1,68 m, где m — модуль зубчатого зацепле­ния. Для колес 7—8 степеней точности при диаметре 120—200 мм радиальное биение допускается 0,058—0,095 мм, а торцо­вое биение — до 0,05— 0,08 мм на 100 мм диа­метра колеса.

До укладки валов с зубчатыми колесами в от­ветственных передачах должны быть проверены межосевое расстояние, параллельность и перекос осей. Проверка произво­дится индикаторными приборами с контрольны­ми скалками, устанавливаемыми в отверстия корпусной детали. Предельно допустимые отклонения межцентро­вого расстояния для колес диаметром 120—200 мм обычно составляют ±(0,065—0,105) мм. Допуски на не­параллельность и перекос осей зубчатых колес 7 — 8 степени точности находятся в пределах от 0,0,17 до 0,060 мм, для колес 11 степени точности — от 0,042 до 0,120 мм.

Пятно контакта проверяется по краске (лазурь) вра­щением меньшего колеса. Пятна краски сопряженно­го колеса должны располагаться на средней части бо­ковой поверхности зубьев (рис. 13.5.).

Рис. 13.5. Расположения пятна контакта на зубе колеса цилиндри­ческой передачи при межцентровом расстоянии: a – нормальном; б —уменьшенном;
в — увеличенном; г — при перекосе осей.

В табл. 13.1 приведены нормы контакта зубьев в цилиндрических пере­дачах.

Таблица 13.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: