Понятие кризиса организации, анализ основных его причин

Кризис (К) – экономическая категория, отражающая неблагоприятный результат деятельности фирмы на определенный период времени по многим экономическим признакам.

«кризис» в переводе с греческого означает «суд»

К. – крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений организации с внешней средой.

Классификация К.:

1. Технологический (производственный) – связан с устареванием оборудования.

2. Социальный – носит управленческий характер, т.е. конфликт между администрацией и работниками.

3. Финансовый – суть – нерациональное использование предприятием собственного и заёмного капиталов.

4. Организационный – несовершенство структуры управления предприятием.

5. Информационный – не отражается информация о рынке.

6. К. взаимодействия с властью – проявляется в забастовке.

Фазы кризиса:

1. Спад производства – вызван рынком.

2. Ухудшение результативных показателей предприятия под влиянием внутренних причин.

3. Депрессия – организация приспособляется к плохим условиям и работает на низком уровне.

4. Восстановление финансового равновесия, оживление производства и увеличение объема продаж до предкризисного периода.

5. Ускорение экономического развития в краткосрочном периоде.

6. Поддержание нового экономического уровня и сохранение его устойчивости.

Меры по предотвращения К. существуют всегда –> необходим экономический анализ.

Причины возникновения К. на предприятии

Возникает К. по причине нарушения равновесия между:

- отдельными группами собственных и заёмных средств и их размещением в оборотных и внеоборотных активах;

- объёмом производства и объёмом реализации;

- объёмом реализации и выручкой;

- доходом и объёмом краткосрочных займов;

- качеством продукции и рыночной ценой;

- ценой и себестоимостью продукции;

- дебиторской и кредиторской задолженностью;

- объёмом инвестиций и доходом, получаемым по ним;

- уровнем технического оснащения предприятия и его конкурентов.

У К. есть положительные стороны:

- у компании, пережившей кризис есть опыт работы в К.;

- после К. – финансовое оздоровление;

- сохранение организации;

- преобразование компании (реструктуризация).

Управление кризисом

Создаётся специальная группа по управлению кризисом. В её состав входят представители администрации, отдела маркетинга, кадров, юр. отдел.

Задача – контролировать и определять проблемы.

Обязанность – собирать информацию, подтверждать развитие кризисной ситуации и определять варианты действий; определять какие подразделения не востребованы.

В РФ существует орган антикризисного управления (регулирования) – ФСФО (Федеральная Служба по Финансовому Оздоровлению).

Функции ФСФО:

- анализ предприятий, имеющих признаки неплатежеспособности и подготовка рекомендаций по восстановлению платежеспособности;

- формирование положений и критерий оценки платежеспособности предприятия;

- учет неплатежеспособных предприятий;

- выступает представителем собственника по гос. предприятиям;

- участвует в процедуре банкротства;

- анализирует деятельность арбитражных управляющих и рассматривает жалобы на их действия.

Направление гос. антикризисного управления

1. Совершенствование НПА о несостоятельности предприятия.

2. Оказание гос. поддержки неплатежеспособным предприятиям.

3. Принятие правительством мер, направленных на преодоление неплатежей со стороны заказчика.

4. Приватизация и ликвидация предприятия должником.

5. Совершенствование деятельности арбитражных судов.

6. Создание института арбитражных управляющих.

7. Создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: