Деление одежды на ассортиментные группы в зависимости от назначения

В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятель­ности современная одежда делится на бытовую, спортивную (для профессио­нального и любительского спорта), производственную, зрелищную.

Бытовая одежда — это одежда, которую человек носит дома и на работе (если не требуется специальная одежда).

Спортивная одежда — это специальная одежда для занятий спортом. При этом существенно отличается одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, от спортивной одежды для не спортсмена. В профессиональной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, приме­няются новейшие материалы и технологии, которые впоследствии могут при­меняться и в одежде для массового потребителя. В 1970-е гг. возникло понятие «одежда для спорта и отдыха», связанное с превращением одежды для занятия спортом в одежду не только для активного, но и для пассивного отдыха.

Производственная одежда — это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т.п. Производственная одежда проектируется с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности — она должна максимально соответствовать своей функции. В производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для рабо­ты в неблагоприятной для человека среде: одежда сталевара, шахтера, работ­ника химического производства, строительного рабочего, работника нефтега­зовой промышленности, скафандр космонавта и т.п. Она должна выполнять защитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определен­ных действий. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водо­непроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т.п. В комплект спецодежды обязательно входят: специальная обувь (у строительных рабочих, например, с металлическими прокладками), головные уборы (шлемы, защитные каски и т.п.), рукавицы и т.п. Часто предусматривается «аппаратная часть» (как писали в 1920-е гг. советские конструктивисты, которые впервые предложили проек­тировать спецодежду для работы в особых условиях), например, лампочка, вмонтированная в каску шахтера.

Зрелищная одежда — театральный и кинокостюм, эстрадный костюм, цирко­вой костюм, карнавальный костюм, фольклорный костюм для танцевальных и музыкальных коллективов, исполняющих произведения традиционного нацио­нального искусства. К зрелищной одежде предъявляются особые требования — она должна соответствовать характеру данного зрелища, иметь яркое образное решение, и, как правило, в малой степени учитывать требования сезонной моды.

Форменная одежда — форма, обозначающая принадлежность к определен­ной организации, ведомству. В форменной одежде на первый план выступает знаковая функция, хотя в отдельных случаях она должна выполнять и защит­ную функцию (военная форма). Военная форма — это максимально удобная и функциональная одежда, особенно предназначенная непосредственно для боевых действий или учений (она называется «полевой»); в парадной воен­ной форме большее значение имеет знаковая функция. Можно выделить ве­домственную форму, которую носят работники определенных ведомств и орга­низаций: прокуроры, судьи, летчики, стюардессы гражданской авиации и проводники поездов т.п. Она различается по цвету и покрою, имеет знаки различия (прежде всего форменные пуговицы). Также можно выделить школь­ную форму, которая обозначает принадлежность к определенному учебному заведению. В современном мире форма встречается гораздо реже, чем, напри­мер, в XIX в., когда униформу носили чиновники всех ведомств, студенты университетов, гимназисты и учащиеся реальных училищ, почтальоны, те­леграфисты и т.д.

В зависимости от использования в костюме одежда подразделяется на бе­лье, платье и верхнюю одежду. Белье — одежда, надеваемая на тело (повсед­невное белье, одежда для сна, спортивное белье). Платье обозначает одежду, надеваемую на белье (костюм, собственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т.п.). Верхняя одежда — это то, что надевается на платье в зависимо­сти от сезона (пальто, плащ, куртка, и т.п.). Одежда подразделяется также в зависимости от того, как она крепится на фигуре: плечевая, нагрудная, по­ясная. К плечевой одежде относятся, например, пальто, жакет, блуза, курт­ка, сарафан; к нагрудной — жилет, безрукавка; к поясной — фартук, юбка, штаны.

Бытовая одежда, которую носит современный человек, делится на повсед­невную, нарядную, для отдыха, домашнюю (для работы и отдыха).

Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий (уче­бы, прогулок, посещений выставок и т.п.). Характер и стиль повседневной одежды зависят от рода деятельности человека, образа жизни, которую он ведет. Так как жизнь современного человека чрезвычайно многообразна, то и повседневная одежда разнообразна. Каждый человек предъявляет к одежде свои требования, стремится выразить свою индивидуальность, проявить свое отно­шение к миру и самому себе. Но можно определить, наверное, самое важное требование, которое мы предъявляем к одежде: она должна быть удобной и комфортной, а также должна соответствовать ситуации, в которой мы нахо­димся. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. Ее стиль зависит от характера работы, ведь не случайно сформировались понятия «деловая одежда», «деловой костюм», возникшие еще в XIX в. Если человек работает в офисе, банке, министерстве и т.п., то к его рабочей одежде предъяв­ляются достаточно строгие требования. Как правило, это должен быть строгий классический костюм (у женщин исключаются брюки), обувь в классическом стиле. При этом должны отсутствовать: броский макияж и привлекающие вни­мание украшения (у женщин) и рубашка или галстук яркой расцветки (у муж­чин). Руководство некоторых фирм требует от своих сотрудников носить одеж­ду и аксессуары определенных марок и качества, так как внешний вид сотруд­ника определяет имидж самой фирмы. Работающие в тех учреждениях, где не требуется ношение специальной одежды или униформы (например, препода­ватели в вузах, сотрудники различных контор и т.п.), могут позволить себе разнообразные стили и комплекты. Так называемые «лица свободных профес сий» (художники, кинооператоры, актеры, журналисты и т.п.) предпочитают одежду в свободном стиле, которая должна быть комфортной и удобной. Сво­еобразной повседневной униформой стали джинсы в сочетании с разнообраз­ным трикотажем.

Стиль повседневной одежды и степень соответствия последним модным тенденциям зависят от личного выбора человека. В последнее время прежние строгие требования к одежде для работы, особенно к деловой одежде, все более смягчаются. Появилось понятие «стиль свободной пятницы», когда не­которые фирмы и компании разрешили своим сотрудникам в пятницу — последний день рабочей недели — приходить на работу в той одежде, кото­рую они сами выберут, вместо традиционного делового костюма. Исследова­ния показали, что производительность труда и работоспособность в этом случае выше, чем в обычной деловой одежде. Более того, «европейское законода­тельство отменяет право работодателей принуждать своих сотрудников со­блюдать строгие правила в одежде.

На ежегодной конференции юристов во Франции было заявлено, что от­ныне руководители компаний, заставляющие своих сотрудников обязатель­но носить костюм, будут преследоваться в судебном порядке, так как диктат в одежде нарушает права человека и противоречит свободе самовыражения»*. Социологи прогнозируют, что в будущем должен измениться сам характер работы в связи с распространением глобальных компьютерных сетей, когда место работы человека будет находиться дома, у персонального компьютера. Это приведет к постепенному исчезновению в XXI в. классического английс­кого костюма как одежды для работы, он сохранится скорее как дань тради­ции. Его заменит более комфортная одежда, например, из трикотажа.

Раньше существовали достаточно четкие границы, разделявшие повседнев­ную и нарядную одежду: в повседневных костюмах и платьях использовали оп­ределенные ткани, минимум декоративных отделок, сдержанные цвета, а в на­рядной одежде применяли ткани с ярко выраженными фактурами (шелк, бар­хат, атлас, парчу), декоративные отделки (вышивку шелком, золотом, бисе­ром, стразами, аппликацию, отделку галунами и тесьмой и т.п.), украшения.

В современной одежде подобного строгого разделения не существует, часто встречается нетрадиционное использование тканей при моделировании по­вседневной одежды (атлас и бархат), аппликация из кружева на кожаных куртках, вышивка, прозрачные ткани и т.п. И напротив, в нарядной одежде нередко мы видим ткани, которые ранее применяли исключительно при мо­делировании верхней и повседневной одежды: вечерние платья, связанные на спицах или сшитые из джинсовой ткани; длинные юбки из твида или мохера; классический костюм из кожи, денима или набивной ткани. В совре­менной моде границы между различными ассортиментными группами прак­тически размыты, обозначены условно. И тем не менее, можно все же опре­делить основные требования, которые необходимо учитывать при моделиро­вании повседневной одежды: комфортность, целесообразность, простота форм, возможность комбинирования различных элементов костюма.

С начала 1970-х гг. в повседневной одежде преобладают комплекты, появля­ются понятия «рационального» или «базового гардероба», состоящего из разно­образных вещей, относящихся к единичному ассортименту (юбки, брюки, блуз­ки, джемперы, жилеты, жакеты и т.п.) и хорошо сочетающихся между собой.

Нарядная одежда — это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, посещения театра хотя в театр современный человек, как правило, ходит после работы в повседневной одежде) и т.п. Нарядная одежда должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу.

Нарядная одежда предназначается для: домашних торжеств; посещения те­атров и концертных залов; официальных торжеств (премьера, вручение пре­мии и т.п.); официальных приемов; встречи Нового года; выпускного бала; свадьбы и т.д.

Современной моде свойственен как традиционный подход к моделирова­нию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают важность деления одежды на нарядную и повседневную (минимали­сты и деконструктивисты). Однако традиции сохраняются в нарядной одежде определенного назначения: свадебной (по-прежнему преобладают белые пла­тья невесты, хотя эта традиция возникла только в начале XIX в.), для офици­альных торжеств (например, для мужчины в таких случаях обязателен смо­кинг, для женщины — длинное платье), для официальных приемов (в этом случае особенности одежды определяются протоколом). Как и в повседневной одежде, степень модности нарядной одежды зависит и от ее назначения, и от личного выбора ее обладателя.

Одежда для отдыха — одежда для занятий спортом, прогулок, отдыха у моря (в том числе одежда для пляжа), для посещения дискотек и ночных клу­бов. Основные требования к одежде для отдыха: ее функциональность и удоб­ство, а также возможность для каждого человека проявить свою индивидуаль­ность. Поэтому в ней так много элементов, заимствованных из спортивной одежды, и трикотажа.

Домашняя одежда — одежда, которую человек носит дома, для отдыха и для работы. В современной домашней одежде наблюдается та же картина, что и в других ассортиментных группах — стираются отличия от повседневной одежды и одежды для отдыха: традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки вытесняются все теми же универсальными вещами — джинсами и легинсами, трикотажными майками и джемперами. Наверное, единственная до сих пор незыблемая традиция — удобная домашняя обувь (тапочки, шлепанцы и т.п.). В 1970-е гг. благодаря популярности «этнического» стиля в моде ассортимент домашней одежды пополнился новыми формами, заимствованными из наци­онального костюма: вместо ставших уже привычными восточных халатов (вошли в моду еще в XVII в.) и кимоно (вошли в моду в конце XIX — начале XX вв.) распространились арабские платья и «юбки-саронг».

Изменился и гардероб современного человека в целом. Ранее преобладал ситуационный подход к формированию гардероба модного человека — для каждого случая требовалась особая одежда. Например, модник в начале XIX в. должен был иметь как минимум три фрака: зеленый различных оттенков — для утренних визитов или выходов по делам, синий или темно-голубой — для визитов днем и обеда и черный — в качестве бальной и траурной одежды. Светская дама в 1840-е гг. могла менять в день до семи платьев: пеньюар; про­гулочное платье, или платье для визитов; домашнее платье; платье для при­емов (было еще «чайное платье» — для чаепития в пять часов); обеденное платье; театральное и, наконец, бальное. Все эти туалеты различались по цве­ту, качеству ткани, длине рукавов и глубине декольте. Гардероб же современ­ной женщины, в принципе, может уместиться в одном чемодане. Вместо ситу­ационного подхода популярна идея рационального гардероба, состоящего из комплектов и многофункциональных вещей. Кроме того, актуален и игровой подход к формированию гардероба — в нем могут присутствовать вещи разных стилей, помогающие человеку менять свои образы, как актер меняет их с по­мощью театральных костюмов. Такое отношение к одежде позволяет с помо­щью костюма сделать жизнь более интересной и разнообразной.

5 Прибавки на свободное облегание
Существует два вида прибавок на свободное облегание: Минимально–необходимая прибавка обязательна (кроме изделий из стреч и жестких корсетов), и имеет постоянную величину к ширине на уровне груди от 2 до 4 см (легкое платье – 2 см, жакет – 3 см, пальто - 4 см). Минемально-необходимые прибавки по талии (Пт) и бедрам (Пб) - меньше и имеют следущее соотношение:  прилегающий силуэт: талия 0,5-0,75 от груди, бедра 0,5 от груди;  полуприлегающий силуэт: талия 0,75-1 от груди, бедра 0,75 от груди. Декоративно – конструктивная прибавка дается как по ширине, так и по длине, зависит от силуэта, моды, ткани, вида одежды. Бывает от 0 до 20 см. Обозначения прибавок на свободное облегание: Пг - общая по груди (Пг = Пшс + Пшг + Пшпр) Пшс - к ширине спинки, Пшг - к ширине полочки, Пшпр - к ширине проймы. Пшс = 0.2 - 0.3 Пг, Пшг = 0.1 - 0.2 Пг, Пшпр = 0.6 - 0.8 Пг Пдтс – к длине талии спины, Пспр – на свободу проймы по глубине, Пшгор – к ширине горловины (ростка), Пггор – к глубине горловины, Поп – к обхвату плеча. Как выбрать число из допустимого предела? Выбирайте по желанию и необходимости. Допустим, фигура перегибистая, значит, по груди возьмем наибольшую из допустимой прибавку, а по спине наименьшую... ну, а если ручки полные, то на пройму побольше пустим (опять же из рекомендуемых пределов), главное помнить, что в сумме Пшг+Пшс+Пшпр=Пг Как правило, мягкая, струящаяся ткань требует объемного решения одежды с увеличенной прибавкой. Из жесткой упругой ткани делают одежду строгих форм с умеренной прибавкой. Данные кое-где отличаются, разработки разных коллективов: ЦНИИШП, ЦОТШЛ. ЦНИИШПразработал "Единую методику конструирования мужской, женской и детской одежды для МАССОВОГО производства. ЕМКО СЭВ." Из этой книги я взяла немного теории, таблицы давать не стала, так как они расчитаны на массовое производство, чуть больше. ЦОТШЛ (центральная опытно-техническая швейная лаборатория)разработала ЕМКО для создания одежды индивидуального назначения. Его особенностью является то, что построение каждого участка конструкции проводится по измерениям соответствующего участка фигуры, отсюда правильная посадка. Эту методику из расчетно-графических я считаю лучшей для нестандартных фигур, особенно нестандартных в плечевом поясе. Таблички из двух книг ЕМКО ЦОТШЛ. Прибавки на свободное облегание по груди, талии, бедрам
  очень плотное плотное среднее свободное
  Пг Пт Пб Пг Пт Пб Пг Пб Пб Пг Пт Пб
Платье 2-2.5 0.5-1 0-0.5 3-4 1-2 1-1.5 4-5 3-4 2-3 6-7 более 4 более 3
Жакет 2.5-3.5 1.5-2 0.5-1.5 4-5 3-4 1.5-3 6-7 5-7 3.5-5 8-9 более 7 более 5
Пальто 3.5-4 2-3 2.5-3 5-6 4-5 3-4.5 7-8 6-8 5-7 9-11 более 8 более 7


Прибавки на свободное облегание по участкам конструкции

  очень плотное плотное среднее свободное
  Пшс Пшг Пшс Пшг Пшс Пшг Пшс Пшг
Платье 0.5-0,75   0,8-1,2 0-0,5 1,5-1,6 0,6-1 1,7-2 1,1-1,5
Жакет 0,75-1   1,1-1,7 0-0,6 1,7-1,75 0,7-1,1 1,8-2,2 1,2-1,6
Пальто 1-1,2   1,25-1,5 0-0,7 1,6-2 0,8-1,5 2,2-2,5 1,6-2



Прибавки к обхвату плеча

  платье жакет пальто
Плотнооблегающий 2-3,5 3,5-5,5 5-7
Узкий 4-5 6-7,5 7,5-9,5
Средний 6-7 8-9,5 10-11,5
Расширенный 8-9 10-11,5 12-14
Широкий 10-12 12-13 14,5-17



Прибавки к другим участкам конструкции

  платье жакет пальто
Пдтс 0,5 0,5-0,7  
Пспр 2-2,5 2,5-3 2,5-3,5
Пшгор 0,5 0,5-1 1-1,5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: