Под общественным благом понимается благо, потребляемое коллективно. Общественное благо отличается двумя свойствами: неисключаемостью и неконкурентностью (несоперничеством) в потреблении. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей, другими словами, невозможно исключить кого-либо из потребления данного блага, например, за счет введения системы цен. Данное свойство порождает проблему «безбилетника», ситуации, когда кто-то потребляет благо, при этом не оплачивая за него. Неконкурентность (несоперничество) означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо.
Примерами чистых общественных благ в масштабе всей страны могут служить национальная оборона, законодательство, на местном уровне – фонарное освещение на улицах, фейерверки, праздничные салюты. Эти блага не конкурентны в потреблении, поскольку один гражданин не мешает потреблять данное благо другим. При этом они неисключаемы, так как организация, например, праздничного фейерверка предполагает затраты определенных денежных средств, и в принципе не важно, сколько человек будет на нем присутствовать, в любом случае предельные издержки равны нулю.
Следует отметить, что образование и здравоохранение не являются общественными благами. Это примеры чистых частных благ, поскольку легко исключить из потребления этих услуг за счет введения определенной платы, а также в этих случаях проявляется свойство конкурентности.
Примером смешанного блага, неконкурентного в потреблении, но при этом исключаемого, является кабельное телевидение. Ограничение доступа к потреблению данной услуги осуществляется в случае неуплаты, но в то же время ваше благосостояние не снижается от того, что ваш сосед также смотрит кабельное ТВ.
Перегружаемые общественные блага обладают свойством неисключаемости, но при этом они конкурентны. В качестве примера можно привести шоссейные дороги, мосты. Предельные издержки предоставления данного блага равны нулю до так называемой точки насыщения или точки перегрузки, после – предельные издержки больше нуля. Сигнализировать о достижении точки перегрузки может возникновение «пробок», заторов, когда желающих проехать по этой дороге становится слишком много. Для решения проблемы необходимы дополнительные затраты для регулирования движения, услуг регулировщика, строительства дополнительных дорог для разгрузки и т.д.
Своеобразное промежуточное положение между частными и общественными благами занимают блага, обладающие особыми достоинствами, или социально-значимые блага. Например, профилактическая прививка представляет собой услугу, которая оказывается конкретному индивиду. Вместе с тем она уменьшает вероятность заболевания его самого, но и, в конечном счете, вероятность возникновения эпидемии. В силу наличия положительного внешнего эффекта оптимальный уровень производства такого рода благ не достигается за счет одной лишь заинтересованности непосредственных потребителей в их приобретении. Потребление благ, обладающих особыми достоинствами, зачастую субсидируется государством, а иногда и полностью финансируется за счет общественных средств или даже является принудительным.
Если предельные издержки предоставления товара равны нулю, товар не должен дозироваться. Но если он будет производиться частным образом какой-то фирмой, то она должна назначить плату за его использование, и любая подобная плата будет уменьшать желание людей пользоваться им. Таким образом, в случае, когда общественные товары производятся частным образом, результатом является их недоиспользование.
Специфика общественных благ отчетливо проявляется в формировании спроса и условиях равновесия для сферы их производства. Известно, что для частного блага агрегированный спрос формируется путем горизонтального суммирования индивидуальных функций спроса. При этом состояние равновесия предполагает, что для любых двух благ и для всех индивидов предельные нормы замещения равны между собой, совпадают с предельной нормой трансформации и тождественны соотношениям цен на данные блага. Для общественных благ агрегированный спрос складывается путем вертикального суммирования индивидуальных функций спроса.
При оптимальном производстве общественного блага предельная норма трансформации этого блага в частное равна сумме предельных норм замещения двух благ для всех индивидов, участвующих в их потреблении. Это утверждение называется условием Самуэльсона Парето-оптимального производства общественных благ.
Широко распространено мнение, что обеспечение общественными благами - исключительно функция общественного сектора. Это не совсем верно. Ясное понимание конкретных причин, в силу которых уместно участие государства, помогает находить разумные варианты сотрудничества этого сектора с частным. Однако, когда речь идет о чистых общественных благах, предназначенных для многочисленных потребителей, альтернативу государственному принуждению найти сложно. При создании таких благ общественный сектор практически незаменим. Но это не означает, что общественный сектор непременно должен брать на себя непосредственное производство этих благ. Если государство принимает участие в финансировании (как правило, за счет сбора налогов), то непосредственное производство блага может быть возложено на предприятие частного сектора либо на независимую некоммерческую организацию. Последние, разумеется, должны в этом случае получать от государства средства в оплату выполняемых работ.
Общественный сектор обычно берет на себя также хотя бы частичное финансирование благ, обладающих особыми достоинствами. Ведь экстерналии, которыми сопровождается производство этих благ, рассредоточиваются во всем обществе или весьма значительной его части. Это оправдывает покрытие за счет общества издержек производства таких благ, во всяком случае, их доли, соответствующей внешним эффектам.
Что касается производства, то непосредственное осуществление его силами работников общественного сектора может быть оправдано в первую очередь некоторыми технологическими особенностями. Например, специфическая «технология» военного дела требует жесткой дисциплины, а значит, систематического принуждения, непосредственно в ходе «производства услуг». Экономия на масштабе, характерная для естественных монополий, нередко обусловливает целесообразность государственной и муниципальной собственности на коммуникации, водопроводы и т. п.