Тема 5. Несовершенная конкуренция (монополия)

В условиях монополии фирма не приспосабливается к стихийно складывающимся на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж). Равновесие достигается при равенстве предельного дохода предельным издержкам, причем цена превышает величину предельного дохода и, следовательно, предельных издержек. При прочих равных условиях монопольная цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж (выпуска) монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери, поскольку суммарный излишек потребителей и производителей в конкурентной ситуации больше, чем когда цену диктует монополия.

 
 
P (Цена)


K

Pm

E

AC (Средние издержки)

C
A

MC (Предельные издержки)
Pc

D (Спрос)

Qc
Qm

Q (Объем выпуска)

MR (Предельный доход)

Рис. 3.1. Монополия и ее влияние на эффективность

На Рис. 3.1 представлен график монополии. На пересечении функций предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC) находится точка A; соответственно, Qm - объем выпуска монополиста, Pm – монопольная цена. Точка C характерна для совершенной конкуренции, находится на пересечении функций спроса и предельных издержек (т. е. P = MC); Qc – объем выпуска при совершенной конкуренции. Треугольник KAC – безвозвратные потери для общества.

Принято различать ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение в отрасль. В первом случае ограничение заключается в недоступности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором — в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе в отрасль, а в третьем — в запретах, налагаемых государством.

Ситуативная монополия предполагает рыночную власть, основанную на обладании всей совокупностью некоторого ресурса (фактора), необходимого для производства блага, рынок которого монополизируется. Такими ресурсами могут быть, например, месторождения полезных ископаемых, специализированные производственные мощности или ключевые элементы инфраструктуры. Зачастую государство способно справляться с проблемой ситуативной монополии, непосредственно используя право принуждения. Так, корпорация, сосредоточившая и своих руках все мощности по производству определенного товара, может быть разделена на основе антимонопольного законодательства. Однако принудительное разделение или предотвращение слияний оправданы, когда отсутствует существенная экономия на масштабе, которая создает основу для возникновения естественной монополии. Экономия на масштабе означает, что с ростом объемов производства средние издержки сокращаются. При наличии экономии на масштабе оптимальный объем производства отдельной фирмы может достигать или даже превышать объем рынка. При таких обстоятельствах разделение фирмы-монополиста способно вести к потерям эффективности. Обычно это выражается в том, что демонополизация затруднена технически. Например, водопровод в городе, как правило, имеет смысл эксплуатировать какой-либо одной организации. Ее разделение на фирмы, ответственные за отдельные районы города, могло бы привести только к возникновению локальных монополий при, вероятно, более низкой эффективности. Если же противостояние монополии выразилось бы в создании параллельных систем водоснабжения, принадлежащих различным фирмам, то имел бы место неоправданный рост издержек.

Технический прогресс в ряде случаев создает предпосылки преодоления естественной монополии, как это имело место, например, в сфере телефонной связи (важную роль в данном случае сыграло, в частности, появление сотовой связи). Подчас удается открыть дорогу конкуренции за счет организационных инноваций. Так, в некоторых регионах Западной Европы железнодорожные компании конкурируют между собой, используя свой подвижной состав на одних и тех же путях на основе общего расписания. Однако естественная монополия остается распространенным экономическим феноменом. Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естественными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок. В сущности, именно она имеет место при законодательном запрете монополизации.

Корректировка может выражаться не только в искусственном расширении доступа (например, за счет предотвращения ситуативной монополии), но и в его ограничении. Последнее имеет место, когда в сфере, которая в силу технических особенностей носит характер естественной монополии, воспрещается деятельность организаций, ориентирующихся на получение прибыли. Чаще всего при этом государственные или муниципальные органы сами непосредственно монополизируют соответствующие виды деятельности, например оказание коммунальных услуг и эксплуатацию коммуникационных сетей. Таким образом, реакцией на естественную монополию становится участие государства в производстве. В ряде случаев естественные монополии передаются негосударственным некоммерческим организациям (обычно в сочетании с регулированием цен).

Если наличие возрастающей отдачи от масштаба является достаточным (но не необходимым) условием существования однопродуктовой естественной монополии, то причиной возникновения многопродуктовой естественной монополии является экономия от разнообразия. Экономия от разнообразия имеет место, когда производства комбинации (ассортимента) продуктов на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из товаров специализированным предприятием. Например, для пассажирских и товарных перевозок железной дорогой используются одни и те же рельсы, сигнальное оборудование, услуги диспетчеров и управленческого персонала дороги, что позволяет предоставлять их с меньшими затратами, чем в ситуации существования разных железных дорог для разных видов перевозок. При производстве нескольких продуктов (нескольких видов услуг) экономия от разнообразия может перевесить действие отрицательной отдачи от масштаба, а это сделает экономически более выгодным деятельность только одной фирмы в отрасли. Таким образом, существование многопродуктовой естественной монополии определяется субаддитивностью функции ее затрат:

TC (q1, q2, …, qn) ≤ TC1 (q1) + TC2 (q2) + … + TCn (qn),

где TC (q1, q2, …, qn) – функция затрат на производство комбинации продуктов;

TCi (qi) – функции затрат на производство каждого продукта в отдельности на специализированном предприятии.

Вместе с тем встречаются случаи, когда государство целенаправленно способствует установлению монополии. Речь идет о наделении отдельных лиц или организаций исключительными правами в сфере производства определенных товаров или услуг. Обладание такого рода исключительным правом обусловливает легальную монополию. Примером служит монополия, достигаемая за счет патентования изобретений. Тем, кто не обладает законным образом оформленным правом, государство закрывает доступ к производству запатентованного продукта. Объектами легальной монополии могут быть также экспорт, импорт, продажа каких-либо товаров на внутреннем рынке, например винная монополия, и др. Установление легальной монополии оправдывается поиском своего рода меньшего из зол. Всякая монополия, при прочих равных условиях, нежелательна. Однако если речь идет о патентовании, она может быть необходима, чтобы обеспечить стимулы технического прогресса. Патент позволяет извлекать выгоды из изобретения, и именно эти выгоды оправдывают затраты сил и средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Вместе с тем, поскольку никакая монополия небезобидна, политика государства, как правило, предусматривает ликвидацию исключительных прав патентовладельцев по прошествии некоторого времени. Это позволяет постепенно открывать доступ к нововведениям, Например, в США срок действия патентов ограничивается 17 годами. Российским законодательством установлен срок патентов на изобретения в 20 лет.

Таким образом, основными причинами возникновения монополии является:

· Обладание редким ресурсом (ситуативная монополия);

· Барьеры при входе в отрасль (выдача лицензий и т. д.);

· Экономия на масштабе (естественная монополия);

· Неэластичный спрос

· Наличие физической связи между поставщиками и потребителями (провода, трубы и т. д.)

Теперь обратимся к рассмотрению основных способов государственного регулирования естественных монополий.

Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном полном или частичном отказе от установления монопольных цен. Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме – от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы. Инструменты регулирования естественных монополий можно условно разделить на три группы:

1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов. Задача ценообразования заключается в установлении цен, которые гарантировали бы производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме (как при совершенной конкуренции); обеспечивали бы самофинансирование предприятия. Непосредственное установление цен включает линейное и нелинейное ценообразование.

ü Линейное ценообразование предполагает установление одинаковой цены на все единицы продукции. Цена может быть установлена на уровне предельных, средних издержек. Проанализируем каждый из случаев.

a) P = MC (цена на уровне предельных издержек). На Рис. 3.1 это точка C. Фирма будет нести убытки. В связи с этим государство должно субсидировать данную отрасль, что вызывает необходимость увеличения статей доходов, из которых выплачиваются субсидии, а это приведет к росту налоговых ставок для пополнения доходной части бюджета.

b) P = AC (цена на уровне средних издержек). Это так называемая точка «нулевой прибыли» или точка безубыточности (точка E на Рис. 3.1). Фирма получает нулевую прибыль и работает по принципу самоокупаемости.

ü Нелинейное ценообразование (политика двуставочного тарифа) предполагает, что фирма взимает фиксированную плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую приобретенную единицу: T = a + bQ, где а - величина фиксированной платы, b – цена за каждую единицу товара (услуги), Q - количество товара (услуги).

2. Косвенное регулирование цен осуществляется через установление пределов повышения цен и регулирование нормы доходности.

ü Введение пределов повышения цен должно обеспечить защиту потребителей от повышения цен в реальном выражении, стимулировать фирму повышать свою эффективность и снижать издержки.

ü Регулирование нормы доходности предполагает, что предприятие увеличит цены, только если возрастут затраты и потребуется высокая выручка для получения прежней доходности на капитал. Норма доходности есть отношение выручки к инвестированному капиталу.

3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции в условиях естественной монополии. Данный инструмент предполагает конкурсную продажу лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: