Тема 6. Несовершенство и асимметрия информации. Неполные рынки (рынки страхования и капитала)

Экономика может достигнуть эффективного по Парето распределения ресурсов только в ситуации, когда все участники сделки обладают полной информацией о продаваемом/покупаемом товаре. Неполнота информации означает, что покупатель знает, какими качественными характеристиками могут обладать различные экземпляры товара и насколько распространены среди предлагаемых на рынке экземпляры того или иного качества; но он не знает качество того конкретного экземпляра, который он намеревается купить.

Рассмотрим рынок, на котором продавцы и покупатели располагают одинаковой информацией о товаре: и те, и другие знают, что товар неоднороден в качественном отношении, знают, какие качественные характеристики и в каких количествах встречаются в общей массе товара, но не знают индивидуальных свойств отдельных единиц товара. Примером такого рынка может служить рынок электролампочек. Лампочки по технологическим причинам получаются неодинаковыми, и изготовитель, так же как и покупатель, может оценить продолжительность их свечения лишь статистически.

Существенно иная картина возникает, когда продавец и покупатель обладают различной информацией о качестве продаваемых единиц товара, то есть информация распределена между участниками сделок асимметрично. Здесь типичным является случай, когда покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально.

Основы теории рынков с асимметричной информацией были изложены в статье Дж. Акерлофа, показавшего значение этой теории для анализа различных рынков – страхования, кредитов, труда и т. д. В качестве примера для демонстрации предлагаемого подхода он использовал рынок подержанных автомобилей. Покупатель знает модель, возраст, пробег автомобиля, но не знает его индивидуальных особенностей, которые проявляются в ходе его эксплуатации и которые известны продавцу. Спрос покупателя определяется статистически характеристиками группы автомобилей, обладающих данным набором явных признаков, и рынком устанавливается единая цена для всей группы – и для лучших образцов (так называемых «слив»), и для низкокачественных («лимонов»).

Допустим, что в начальный момент по каким-то причинам на рынке оказалось поровну хороших автомобилей и «лимонов». Цена спроса окажется простой средней арифметической из цен спроса хороших и плохих автомобилей. Такая цена может не устроить некоторых продавцов хороших автомобилей, и они откажутся их продавать, но обладателей плохих автомобилей она может подтолкнуть к продаже. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится, а плохих – возрастет. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, и их спрос снизится. Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев хороших автомобилей отказаться от продажи. Тогда рыночная доля хороших автомобилей еще снизится, снизится цена и т. д. В конце концов, хорошие автомобили могут оказаться полностью вытесненными с рынка, и на нем установится равновесие спроса и предложения «лимонов». Эта ситуация получила название проблемы «лимонов»: на рынке с асимметричной информацией товары высокого качества вытесняются товарами низкого качества.

Существуют следующие эффекты асимметрии:

ü Неблагоприятный отбор. Кто бы ни обладал большей информацией – продавец или покупатель, - асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка «хороших» товаров «плохими». Это явление получило название неблагоприятного отбора. Особенно ярко этот эффект проявляется на рынке страхования, когда в результате у страховой компании остаются клиенты с высокой вероятностью наступления страхового случая. Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы, и страхователи, словом, участники всех рынков, на которых этот эффект оказывается значительным.

ü Моральный риск (риск недобросовестности). Возникающая у одного из участников контракта возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника для извлечения выгоды получила название морального риска. Обычно в качестве иллюстраций морального риска приводят различные ситуации в страховании, когда клиент меняет свое поведение после заключения договора. Например, застраховав свой автомобиль, клиент теперь может не столь бережно относиться к нему, поскольку знает, что при наступлении страхового случая (например, угона, ДТП и т. д.) страховая компания выплатит компенсацию. Другой обширный класс ситуаций, связанных с моральным риском, образует продажа на условиях абонементной платы – шведский стол, помесячная оплата телефона, газа и т. д. Предельные расходы едока, оплатившего шведский стол, равны нулю, так как оплачено любое количество еды. Если плата ориентирована на средний аппетит, то она оттолкнет человека, привыкшего есть мало, и привлечет любителя хорошо поесть. Далее включается уже знакомый нам механизм неблагоприятного отбора, и в итоге установится такая цена, которая может быть привлекательной для едоков-рекордсменов. Такого не случается вследствие того, что возможность пользоваться шведским столом не покупается отдельно, а предоставляется обычно в комплекте с другими услугами при покупке туристской путевки, найме гостиничного номера, заказе обслуживания конференции и т. д.

ü Проблема «принципал-агент». Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой выполнение определенных действий за вознаграждение. Та сторона, которая отдает поручения, получила название принципала. Соответственно, сторона, выполняющая поручения, - это агент. Например, подобная проблема особенно отчетливо проявляется на рынке труда. Нанимающийся на работу имеет четкое представление о своей профессиональной подготовке, знаниях, навыках, физических возможностях и т. д. Работодатель ожидает от него высокой отдачи на работе, но может столкнуться с такой ситуацией: работник после заключения договора, получив желаемую должность, может начать работать уже с меньшим усердием, чем, например, в течение испытательного срока. В итоге работодатель получает работника, не в полной мере соответствующего занимаемой должности. Аналогично и работник не может быть полностью уверен в той информации, которую ему предоставляет работодатель. Это, к примеру, информация о том, будет ли работодатель выплачивать зарплату в установленные сроки и в обещанном размере, не сопряжена ли предлагаемая работа с риском для здоровья и т. д. Также на рынке недвижимости можно наблюдать ситуацию, когда клиент, желающий приобрести квартиру, обращается к риэлтору, но может столкнуться с недобросовестным агентом и в результате потерять деньги и не получить жилье желаемого качества.

Классические примеры асимметрии информациидает сфера здравоохранения. Пациент, обращаясь к врачу, вынужден полагаться на него и постановке диагноза и выборе методов лечения. Иными словами, потребитель услуги не имеет возможности контролировать производителя. Если бы производители руководствовались только принципом личной выгоды и в той или иной мере не несли ответственности за неадекватное лечение (а ответственность может быть гарантирована только с помощью и при посредстве государства), широкое распространение получили бы наиболее дорогие и не всегда наиболее эффективные варианты медицинской помощи.

Асимметрия информации дает о себе знать и во многих других областях экономической деятельности. Обратимся, например, к сфере образования и предположим, что она состоит исключительно из конкурирующих предприятий, борющихся за максимизацию прибыли. В этой сфере, как и в ряде других отраслей услуг, потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальная услуга будет оказана. Точная оценка услуг, которые еще не оказаны, разумеется, не представляется возможной. Оценка строится на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте.

Как мы видим, асимметрия информации снижает эффективность рынка в целом. Но, прежде всего, она невыгодна продавцам хороших товаров. Они заинтересованы в том, чтобы покупатель мог выделить именно их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке. Для этой цели существуют так называемые сигналы. Например, проблема может решаться за счет репутации продавца/производителя, основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю.

Широка практика использования производителями и продавцами рекламы как успешного способа обратить внимание покупателя на свой товар и выделить в особенности определенные его характеристики, отличающие от продукции конкурентов.

Фирмы, производящие товары длительного пользования, могут информировать покупателей о надежности своей продукции с помощью гарантий. Гарантийное обслуживание само по себе есть существенный элемент качества товара. Фирма, принимающая на себя дорогостоящие обязательства, уверена в том, что выполнять их придется крайне редко.

Однако в наиболее сложных ситуациях и жизненно важных обстоятельствах полезным оказывается вмешательство государства. Оно может приобретать различные формы. Одна из форм — лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Для получения лицензии обычно требуется документальное подтверждение профессиональных навыков и выполнение других условий. В качестве сигналов также могут быть свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными.

Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. Наконец, в ряде случаев действенными инструментами, позволяющими блокировать последствия информационной асимметрии, являются разнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом таких товаров и услуг. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у всех потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственно проявляется в финансовой сфере.

Идеальная модель функционирования рыночной экономики предполагает, что существуют рынки для всего, что имеет экономическую ценность. В частности, максимально эффективное функционирование рынка капитала возможно при наличии рынков всех будущих благ и страхования от всех видов риска. На практике действительно функционируют фьючерсные рынки, но на них обращаются лишь отдельные товары и ценные бумаги, причем сроки, на которые заключаются сделки, как правило, не превышают нескольких месяцев. Эти рынки не являются всеохватывающими и совершенными, поскольку во многих сферах, в частности связанных с интенсивными инновациями, крайне трудно прогнозировать долгосрочные изменения. Обычно государство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однако оно способно распределить риск между гражданами (налогоплательщиками) в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять сверхдолгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать другие действия, которые, в принципе, способны улучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрения частных предпринимателей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: