Концепция игровой культуры

(Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Финк)

Самая распространенная концепция. Игра – это культурно-историческая универсалия. Культура развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра. Игра – это спонтанная, незаинтересованная деятельность, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной деятельности, человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном воображении, т.е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс. В реализации игрового начала основную роль играют идеалы социальной жизни. Они определяют духовную жизнь общества. Идеалы содержать много игрового, они связаны с областью мечты, фантазии, утопии. По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план, ассимилируется сакральной сферой, кристаллизуется в науке и в поэзии, в праве, в политике. Начиная с ХУШ в. обществом овладело трезвое, прозаическое понятие пользы, что привело к утрате свободного духа культры. Современной «массовой» культуре общества противопоставляется живая культура как игра как спонтанная внутренняя потребность. Культура – это отсутствие прагматической установки. В игре, основанием которой служит фантазия, реализуются высокие духовные потенции человека. Так происходит возвышение человека над природой и рождение культуры.

Выводы

Таким образом, можно обозначить современное понимание концепций культуры.

1. Социоатрибутивная (функциональная, деятельностная, технологическая концепции. Культура – атрибут человеческого социума, который охватывает все то, что создано руками и разумом человека, все искусственные, а не природой данные явления. Эти явления делятся на материальную и духовную культуры. Тогда культура – совокупность материальных и духовных ценностей.

2. Антропоцентристская (гуманистическая) концепция акцентирует роль культуры в формировании личности и рода человеческого вообще. Культура – это то, что характеризует человека как вид. Сущность культуры не в материальном или духовном производстве, а в этических нормах, эстетических вкусах, мировоззренческих убеждениях. Акультурны в этом понимании насилие, война, оружие.

3. Трансцендентная концепция. Культура – это сверхличностное и сверхсоциальное явление, обладающее ценностью. В качестве независимых духовных образований существуют мировые религии, фантастические миры искусства, мировая наука и техника. Эти ценности обитают в вечности и обладают способностью к возрождению после периодов забвения.

4. Информационно-семиотическая концепция. Культура – совокупность всей ненаследованной (негенетической) информации, способов ее организации и хранения. (Ю.Лотман).

5. Духовно-смысловая концепция. Культура – способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает как смысловой мир, который сплачивает людей в некоторое сообщество. Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей. Сущность культуры наиболее адекватно выражает духовно-смысловая концепция, утверждающая, что культура – это мир искусственных смыслов. Остальные концепции высвечивают отдельные грани этого мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: