Античная культура

Античная Греция определила собственный социаль­но-политического и культурного развития. Вечное противоречие между духом и телом было решено в пользу последнего. Именно на «телесности» зиж­дется все мировоззрение Древней Греции: наука, религия, философия, искусство, социально-полити­ческая жизнь. Поэтому эталоном красоты считалось человеческое тело. Сама личность человека счита­лась полезной только в том случае, если могла быть полезна обществу своими гражданскими доброде­телями. Двумя основными характеристиками древ­негреческого мировоззрения являются космоло­гичность и антропоцентризм.

Космос противостоит Хаосу своим совершен­ством и красотой, а эта красота заключена в приро­де и в человеке. Именно поэтому человек считался центром Вселенной, а для всей древнегреческой культуры был свойствен поиск гармонии и идеала человеческого тела и духа. Религия Древней Греции имеет две основные характеристики: политеизм и антропоморфизм.

Пантеон греческих богов сложился в эпоху архаи­ки. В нем можно выделить более десятка основных божеств, каж­дое из них выполняет строго определенные функции. В основе антропоморфизма лежит принцип уподо­бления человека богу. Кроме религии, большое зна­чение в жизни древних греков имела мифология. Мифологическое и религиозное мышление опреде­ляется единством духовного и природного начала. Древняя Греция известна как цивилизация, поло­жившая начало многим наукам. Грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о законах природы, общества, взглядов на мир и людей. Но философию Греции трудно было бы понять без смежной ей науки эстетики, для которой главным становились поиски красоты и гармонии в мире. В Греции трудно выделить ученых, которые занима­лись бы наукой в чистом виде. Поэтому их было принято называть философами. Величайшими филосо­фами Древней Греции являются Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Геродот, Гиппо­крат. Огромное значение в Древней Греции имела литература, зародившаяся сначала в виде устного народного творчества. Огромным успехом пользова­лась поэзия. Особенно известен Гомер, автор «Или­ады» и «Одиссеи». Развивались дидактические и ли­рические формы поэзии. До наших дней дошли стихи поэтессы Сапфо, поэтов Архелоха, Алкеона. Основоположником жанра басни в Греции является Эзоп. Представления греков о мире и его устройстве нашли отражение в таком жанре искусства, как те­атр. Он возник из религиозного культа бога Диониса и развился очень быстро. Сначала сюжетами для ко­медий и трагедий служили сцены из жизни Диониса. Но позднее сюжеты стали браться из мифологии во­обще. Основоположником трагедии стал Эсхил. Вы­дающимися драматургами Древней Греции были также Софокл, Еврипид. Дошедшие до нас трагедии Софокла — «Антигона», «Аякс», «Эдип-царь», "Элек­тра». Самым известным автором комедий был Ари­стофан (-Осы», «Лягушки^, «Облака», «Лисистрата»). В античной Греции процветали многие виды искус­ства, архитектура, скульптура, вазопись. Главные ка­чества архитектуры — это простота', ясность компо­зиций, гармоничность и пропорциональность. Жемчужиной греческой архитектуры можно назвать афинский Акрополь. Наибольших успехов греки до­стигли в скульптуре, которая отличалась совершен­ством форм и идеалистичностью. В качестве мате­риалов для скульптуры использовали бронзу, мрамор, дерево. Признанными мастерами скульпту­ры в античной Греции считаются, Мирон, Лисипп, Поликлет и Фидий. Вместе со скульптурой большое развитие получили живопись и вазопись. Керамические изделия покрывались орнаментом и сюжетными росписями. Ранняя керамика отличается чернофигурным изображением, позже появился краснофигурный стиль. Наиболее распространенны­ми типами ваз были амфора, кратер, килик и гидрия.

Культура Древнего Рима тесно связана с куль­турой Древней Греции. Она продолжала эллини­стическую традицию, но вместе с тем выступала как совершенно новое и самостоятельное явление. Первоначально территория Апеннинского полуост­рова была заселена различными племенами. Но по­степенно латиняне, жившие на западе, завоевыва­ют соседние территории и формируют одну из самых крупных империй древности. Завоевание греческих государств привело к тому, что молодая Римская империя столкнулась с культурой, намно­го превосходившей ее собственную. Римляне стали изучать греческий язык, литературу, философию. Большой спрос имели рабы-греки, обучавшие рим­ских детей. Вся история греко-римских отноше­ний — это преклонение римлян перед грече­ской культурой. Римляне стремились достичь ее совершенства. Но несмотря на порой открытое по­дражание, римляне вкладывали в греческую культу­ру и свое зерно. Для Рима остались недосягаемы поэтическая одухотворенность и величавая гармо­ния Греции, т. к. практичный римлянин не мог до конца понять пластичного равновесия и обобщенно­сти замысла. Для римлянина основной всего был патриотизм. Он рассматривался как высшая цен­ность, и долг гражданина состоял в непрерывном служении ему. В Риме почитались мужество, стой­кость, умение подчинить себя железной дисципли­не. Если грек преклонялся перед искусством, то ри­млянин ставил на первое место войну, политику, право и земледелие. Религия древних ри­млян вначале основывалась на смешении верова­ний многих захваченных империей народов. Во гла­ве пантеона стоял двуликий бог Янус, которого считали царем на небе и на земле. По мере сближе­ния римской и греческой культуры греческие боги проникали в римский пантеон. Греческие ми­фы также стали приспосабливаться к новой культуре и стали очень популярными среди римлян. Немного позже в Рим стали проникать и восточные верова­ния. В начале н. э. распространение получает хри­стианство, возникшее в I в. н. э. Спустя почти четы­ре века христианство становится государственной религией Римской империи. Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное искус­ство, оригинальная философия и наука. Древнерим­ская модель мира была сконцентрирована вокруг человека, а сама человеческая жизнь вписывалась в жизнь государства. Поэтому и наука Древнего Ри­ма была направлена именно на человека. Заметнь1Й след в науке оставили труды по геометрии и триго­нометрии Менелая Александрийского, геоцентри­ческая модель мира Птолемея. Ученые того времени изобрели особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей, трубы, по которым шел пар для обогрева помещений. Римская философия переняла научный опыт греческой фи­лософии, и основными для нее были идеи мораль­ного совершенствования человека,

Древний Рим является родиной юриспруден­ции. Среди римских юристов особо выделяются фигура Сцеволы, Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства. С середи­ны II в. римские прозаики перешли на латынь, и ли­тература стала играть в жизни римлян большую роль. Это время оставило в истории имена таких та­лантливых литераторов, как Овидий, Гораций, Виргилий, Лукиан стал основоположником нового жанра — сати­ры. Основная сила и мощь империи выражалась прежде всего в архитектуре, которая играла веду­щую роль в римском искусстве. Строились новые театры, базилики, храмы, гробницы. Римляне ввели инженерные сооружения: акведуки, мосты, дороги, каналы. Они перерабатывали принципы греческой архитектуры и использовали абсолютно новые стро­ительные материалы и конструкции. Вершиной ар­хитектурного искусства стал Пантеон — храм всех богов. Среди общественных сооружений большой популярностью пользовался Колизей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: