double arrow

Этнокультурная компетентность, пути её формирования


Без достаточной этнической идентификации личности возникают проблемы в развитии этнокультурной компетентности и позитивного отношения к людям иных национальностей.

Этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой.

Этнокультурная компетентность означает готовность к межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, которая основана на полученных в повседневной жизни и на учебных занятиях знаниях о той или иной этнической культуре. Формирование этнокультурной компетентности предполагает интеграцию знаний из разных источников и способность решать задачи межэтнического взаимодействия, в связи с чем необходимо введение молодого человека в родную для него, а затем и иные культуры, при развитии позитивного к ним отношения. Узнавание ценностей своей культуры в единстве с их соотнесением с ценностями другой является отправной точкой для вхождения в культуру другого народа, развития способности к межэтническому пониманию и диалогу. Высокий уровень этнокультурной компетентности достигается при прохождении следующих ступеней, соотносящихся с этапами возрастного развития:

1) элементарная грамотность в области собственной этнической культуры, а также этнических культур народов, проживающих в данной стране (дошкольный и младший школьный возраст 5- 10 лет);

2) функциональная грамотность в области своей и этнических культур народов Казахстана и элементарной грамотности в сфере этнокультур сопредельных стран ( подростковый возраст 11- 15 лет);

3) образованность в области этнокультур Казахстана и проявление элементарной грамотности в сфере этнокультур мира ( юношеский возраст 15 - 18 лет).

Необходимо отметить, что формирование этнокультурной компетентности продолжается на протяжении всей жизни человека. Изменения социальных реалий и жизненных ситуаций самого человека могут привести к новому этнокультурному окружению, что, несомненно, потребует уточнения, корректировки и пополнения своей осведомленности в области различных культур. Формирование этнокультурной компетентности может и должно осуществляться в образовательном пространстве, представляющем сегодня форму существования и трансляции опыта и условие обучения и воспитания, посредством введения этнокультурного компонента в содержание образования.

Характерной чертой личности, обладающей высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности, является толерантность, предполагающая критическое понимание, способность сомневаться и обосновывать как свою, так и чужую или общую точку зрения. Толерантная личность это личность, способная акцептировать ( принять) разнообразие мира. Среди составляющих принципов толерантности необходимо назвать: демократическую систему ценностей, взглядов, стереотипов, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями; психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия.

Молодой человек, получивший знания о межкультурных различиях и усвоивший навыки межэтнического взаимодействия, будет в большей степени способен к предотвращению внешних конфликтов при неадекватном реагировании на различные ситуации межэтнического взаимодействия, эффективно взаимодействовать в рамках конкретной ситуации этнокультурного общения, смягчать последствия внутреннего конфликта стрессогенного воздействия новой культуры или культурного шока; к позитивной идентификации, являющейся результатом осознанного взгляда на чужую этническую культуру, которая, в свою очередь, является результатом ее сравнения с культурой собственного народа.

Формирование этнокультурной компетентности призвано в основном выполнять упреждающую функцию: превенцию возможных межкультурных конфликтов, а также снижение степени усилий, необходимых для смягчения негативных последствий и преодоления уже существующих, что способствует укреплению и культивированию в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности, успешной социокультурной адаптации молодежи и препятствует созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.

Специфика учебного процесса, направленного на формирование этнокультурной компетентности, должна заключаться в придании аксиологического смысла осваиваемому учащимися/студентами теоретическому знанию. Решение этой задачи невозможно без развития способности к рефлексии, которая позволяет осуществлять выбор культурных ценностей, познавательно выявлять сущность родной и иной культур. Среди методов организации учебной деятельности должны преобладать проблемно-поисковые, подразумевающие создание проблемной ситуации, направленной на выявление возможных противоречий в отношении учащихся/ студентов к иным культурам, позволяющей им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы и предрассудки, ранее, возможно, не осознаваемые ими. Для эффективного формирования этнокультурной компетентности необходимо накопление опыта межкультурного общения знание, приобретенное в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, отличающееся от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления. В образовательной среде межкультурное общение возможно путем организации экскурсий, поездок, специальных встреч с представителями других культур во внеурочных мероприятиях. Опыт межкультурного общения является одним из важнейших элементов успеха в решении проблем взаимодействия культур. К сожалению, возможность приобретения молодежью в массовом порядке аутентичного опыта взаимодействия с другими культурными пространствами чрезвычайно трудна чаще всего из-за социально- экономических ограничений. В этом случае для создания условий приобретения навыков и знаний межкультурного взаимодействия, предотвращения и преодоления межэтнических конфликтов необходимо в процессе обучения широко применять принцип ситуативности, предполагающий создание ситуаций межкультурного взаимодействия, в которых молодые люди могут отработать свое поведение при возможном взаимодействии, а также попробовать себя в роли представителей различных культур, вступая в межкультурный диалог по определенным проблемам, стараясь удерживать свою новую этнокультурную позицию. Последующее обсуждение подобных смоделированных ситуаций дает возможность приблизить молодых людей к условиям реальности. Во взаимосвязи с межкультурной этнокультурная

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете процесс социализации и его взаимосвязь с этнической социализацией?

2.Дайте объяснение социализации как процессу, условию, проявлению и результату социального формирования личности.

3.Дайте определение понятиям «идентификация», «этническая идентичность».

4.Опишите роль этнического фактора в жизни человека.

5.Перечислите функции этнической социализации.

6.Дайте объяснение мультикультурализму как принципу этнической социализации.

7.Дайте объяснение диалогу культур как принципу этнической социализации.

8. Дайте определение понятию «этничность» и охарактеризуйте её функции.

9.Значение этнокультурной компетентности в развитии личности.

10. Особенности формирования этнокультурной компетентности в различные возрастные периоды развития личности.

Обязательная литература

1. Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 10-34.

2. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Под ред. В.Н. Гурова и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. С. 308-333.

4. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопр. психол., 1996 № 1.- С. 131-143.

5. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе.// Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1. С. 83-95.

6. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов/ Под ред. Л.М. Дробижевой и др. - М.: Мысль, 1996. С.296-367.

Дополнительная литература

1. Образование: скрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО, 1997.

2.Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005.№ 3 - с. 35- 42.

3. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособ. / Под ред.Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и К, 2008.

4. Формирование смысложизненных ориентаций личности как фактор профилактики социальных отклонений молодежи / Отв. ред. В.А. Попов -Владимир: ВГПУ, 2008.

5. Стефаненко Т. Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 35—48.

6. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 103-122.


Сейчас читают про: