Введение. Дисциплина «основы конструирования промысловых машин» является дисциплиной профессионального цикла базовой части учебного плана подготовки бакалавров по

Дисциплина «Основы конструирования промысловых машин» является дисциплиной профессионального цикла базовой части учебного плана подготовки бакалавров по направлению 111500.62 «Промышленное рыболовство» по всем реализуемым профилям подготовки. Данная дисциплина является одной из ключевых дисциплин в процессе подготовки специалистов в области промышленного рыболовства уровня бакалавриата и является основой их профессиональной подготовки.

Содержание и изучение данной дисциплины предусматривает лекционный курс, курс практических и лабораторных работ, курсовое проектирование (выполнение курсового проекта) и самостоятельную работу студентов.

Курсовое проектирование является неотъемлемой частью процесса изучения дисциплины «Основы конструирования промысловых машин» в контексте индивидуального практического закрепления и усвоения теоретического курса, лабораторного практикума, практических занятий по вариативным тематикам. Кроме того, выполнение курсового проекта направлено на развитие самостоятельного творческого подхода, собственного мышления, систематизацию получаемых профессиональных знаний.

Выполнение курсового проекта в процессе изучения дисциплины «Основы конструирования промысловых машин» направлено на формирование общекультурной компетенции ОК-10 и следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки: ПК-2, ПК-6, ПК-8:

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-10);

- умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

-способность использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ (ПК-6);

- готовность обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов добычи рыбы, орудий рыболовства, технических средств аквакультуры (ТСА); выбирать технические средства, технологии и материалы с учетом экологических последствий их применения (ПК-8).

Формирование указанных компетенций осуществляется посредством комплексного изучения студентами целого ряда дисциплин учебного плана названного направления подготовки бакалавриата.

В соответствии с паспортами компетенций направления 111500.62 «Промышленное рыболовство» дисциплина «Основы конструирования промысловых машин» формирует компетенции бакалавра следующими дисциплинарными элементами, знаниями, умениями и владениями:

ОК-10 - владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией в процессе конструирования промысловых машин.

знает - модели компоновочных и кинематических схем промысловых машин и их элементов, принципы их составления, методы конструирования промысловых машин.

умеет – применять компьютерные программы в процессе моделирования компоновочных и кинематических схем промысловых машин и их элементов, выбирать методы конструирования промысловых машин.

владеет - методологией компьютерного моделирования компоновочных и кинематических схем промысловых машин и их элементов, навыками работы с компьютером как средством управления информацией в процессе конструирования промысловых машин.

ПК-2 - умение использовать основные законы механики, применять методы моделирования к конструированию промысловых машин.

знает - основные законы механики, конструкцию, устройство и принципы действия элементов, входящих в состав промысловых машины, компоновочные и кинематические схемы промысловых машин, основные закономерности, связывающие геометрические, кинематические и силовые характеристики промысловых машин, методы их моделирования.

умеет – применять основные законы механики к конструированию промысловых машин, анализировать конструкцию и устройство промысловых машин и их элементов, их параметры и влияние на работоспособность промысловых механизмов, рассчитывать, моделировать и конструировать отдельные узлы и детали промысловых машин, оценивать их значимость.

владеет - практическими навыками по использованию основных законов механики в процессе расчета и конструирования промысловых машин, отдельных узлов и деталей, применять методы моделирования к конструированию промысловых машин.

ПК-6 - способность использовать пакеты прикладных программ в процессе конструирования промысловых машин и эскизных проработок их элементов.

знает - об основных пакетах прикладных программ для использования в процессе конструирования промысловых машин, их отдельных узлов и деталей.

умеет – использовать основные пакеты прикладных программ базы данных для использования в процессе конструирования промысловых машин, их отдельных узлов и деталей, выполнять эскизные проработки элементов промысловой машины с применением современных компьютерных программ.

владеет - практическими навыками по использованию пакетов прикладных программ в процессе конструирования промысловых машин и эскизных проработок их элементов.

ПК-8 - готовность обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов добычи рыбы на основе применения сконструированных промысловых машин.

знает - типовые компоновочные и кинематические схемы промысловых машин основных видов лова и принципы их составления, особенности устройства и принципа действия элементов, входящих в состав промысловой машины, методики расчета узлов и деталей промысловой машины, способы определения технических параметров узлов и деталей, входящих в состав промысловой машины, методы обслуживания промысловых механизмов с целью поддержания их работоспособности.

умеет – конструировать промысловые машины на основе применяемых компоновочных и кинематических схем, особенностей устройства и принципа действия элементов, входящих в состав промысловой машины, расчетов узлов и деталей промысловой машины, способах определения технических параметров узлов и деталей, входящих в состав промысловой машины, методах обслуживания промысловых механизмов с целью поддержания их работоспособности.

владеет - практическими навыками обоснования принятия конкретного технического решения при разработке технологических процессов добычи рыбы на основе применения сконструированных промысловых машин с учетом компоновочных и кинематических схем, особенностей устройства и принципа действия элементов, входящих в состав промысловой машины, расчета узлов и деталей промысловой машины, способов определения технических параметров узлов и деталей, входящих в состав промысловой машины, методов обслуживания промысловых механизмов с целью поддержания их работоспособности.

Выполнением курсового проекта по основам конструирования промысловых машин завершается общетехнический цикл подготовки студентов, а названный проект является первой самостоятельной творческой инженерной работой, при выполнении которой активно используются знания практически всех изучаемых до этого общеинженерных дисциплин: механики, сопротивления материалов, материаловедения и др. В процессе курсового проектирования подводится итог работе, выполненной при изучении основ теории по данной дисциплине, а также приобретаются начальные знания и умения проектирования деталей и узлов общемашиностроителыюго назначения. Теоретические знания применяются для решения конкретной инженерной задачи, особенностью которой является многовариантность получаемого решения и необходимость обоснованного выбора наилучшего или поиск оптимального варианта. При этом возникает потребность в дополнительных знаниях и вырабатываются новые умения. Переход от формальной логики теоретических дисциплин к эвристической деятельности инженера является одной из составляющих того трудного качественного скачка, который предстоит совершить студенту, осваивая курс «Основы конструирования промысловых машин».

Основная цель курсового проектирования - приобретение умения и определенных навыков самостоятельной творческой работы и инженерного подхода к решению технических конструкторских задач.

Курсовое проектирование - это разновидность инженерной деятельности, особенно при выполнении реальных проектов по заданиям производства и кафедры. Оно воспитывает ответственность за выполняемую инженерно-техническую работу, дает определенные навыки научно-исследовательской работы, рационализации, изобретательства, навыки работы с технической литературой, навыки выполнения расчетов, составления пояснительных записок и другой проектной документации.

Курсовой проект по основам конструирования промысловых машин подготавливает студента к выполнению проектов по специальным дисциплинам, выпускной квалификационной работы и к практической инженерной работе по окончании университета.

Основополагающими принципами, на которых базируется производство и проектирование механических, да и не только механических устройств являются следующие:

-блочность (модульность) конструкций,

-унификация,

-стандартизация.

Использование блочных и унифицированных конструкций позволяет получить наиболее высокий технико-экономический эффект при изготовлении и эксплуатации машин.

Блочная конструкция - это конструкция, состоящая из самостоятельных законченных сборочных единиц - блоков, соединенных между собой посредством легкоразъемных элементов, обеспечивает специализацию производства и в итоге – повышение качества и уменьшение стоимости изготовления.

Блочная конструкция позволяет легко отделить от машины сборочную единицу (блок), требующую ремонта, без разборки смежных элементов конструкции. При наличии запасных блоков можно производить их быструю замену, что уменьшает простои оборудования и позволяет обеспечить качественный ремонт в специализированных участках (цехах). Кроме того, применение блочных конструкций дает возможность максимально унифицировать отдельные сборочные единицы и детали, что увеличивает массовость их производства со всеми вытекающими из этого преимуществами.

Принцип блочности и унификации обеспечивает возможность серийного производства машин, а также расширяет кооперацию между заводами, специализирующимися на производстве отдельных нормализованных и унифицированных элементах таких машин.

Огромное значение для удешевления машин и повышения их качества имеет применение стандартных деталей и узлов и стандартных размеров. Кроме того, широкое использование стандартных деталей и сборочных единиц не только сокращает время изготовления, ремонта машин, но облегчает и ускоряет сам процесс проектирования.

Таким образом максимальное использование стандартных деталей, узлов и всех стандартов, имеющихся в данной области техники, при проектировании новых устройств является непременным условием получения качественного изделия и уменьшение времени проектирования.

В полной мере все отмеченное относится и к учебному проектированию. Реализация названного принципа в учебном процессе предполагает наличие у разработчика достаточного количества справочных материалов.

Однако в учебных условиях серьезные инженерные справочники и справочные пособия имеются в ограниченном количестве и зачастую далеко не современные. Необходимые для проектирования сведения по стандартным элементам деталей, стандартным изделиям и узлам общего назначения в имеющейся в настоящее время учебной литературе часто отсутствует или приводятся в ограниченном виде.

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью в какой-то мере облегчить пользователю получение необходимых справочных материалов при выполнении курсовых проектов для студентов всех специальностей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: