Прокурор, а также государственные, муниципальные и другие органы в арбитражном процессе

Прокурор в арбитражном процессе

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления.

Прокурором могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК.

Законом предусмотрена только такие формы участия прокурора в арбитражном процессе как возбуждение дела и вступление в дело на любой его стадии рассмотрения (но прокурор в суде не осуществляет функций надзора) – т.е. в арбитражном процессе лежит концепция ограничения вмешательства прокуратуры в частноправовые отношения.

Формы участия прокурора в арбитражном процессе:

- возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы,

- прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь он не является истцом по делу, а дает заключение по делу и наделяется всеми правами лица, участвующего в деле без специальных прав, предусмотренных для сторон в ст. 49 АПК.

Прокурор согласно ч. 1 ст. 52 АПК вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции в следующих случаях:

- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В отдельных случаях возможность возбуждения дела прокурором прямо оговаривается в федеральных законах, например, выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску прокурора (п. 5 ст. 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанций, подать апелляционную или кассационную жалобы.

Кроме того, согласно ст. 292 АПК прокурор вправе подать представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК.

Участие в арбитражном процессе государственных

органов, органов местного самоуправления и иных органов

Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе только обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Для них предъявление иска может быть обусловлено только защитой интересов государства и общества.

Одновременно любой из государственных органов и органов местного самоуправления может выступать в арбитражном процессе как обычный субъект гражданского оборота, например, по искам, связанным с ремонтом занимаемого помещения, приобретением необходимого для работы оборудования, использованием коммунальных услуг, причинением вреда имуществу и др.

В таких случаях соответствующий государственный орган занимает положение обычной стороны в арбитражном процессе (ст. 44 АПК).

Такое обращение в суд возможно:

- во-первых, в случаях, предусмотренных федеральным законом, и

- во-вторых, в защиту публичных интересов.

Например, в соответствии со ст. 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности.

Или, например, уполномоченные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (ст. 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Их процессуальное положение близко с аналогичным статусом прокурора в арбитражном процессе. Данные органы обращаются в арбитражный суд в общем порядке, определенном АПК.

Если государственные органы, органы местного самоуправления и другие органы обращаются за защитой публичных интересов, то они освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На данных органах лежит бремя доказывания заявленных требований. Орган, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется правами истца. Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: