На основании ст. 7 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 16 АПК вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории России.
Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную АПК и другими федеральными законами.
Но, как мы знаем, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительное производство по Федеральным законам "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти.
Т.е. у судов нет обязанностей по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов, но на них возложена задача:
|
|
- по разрешению правового конфликта и вынесению судебного акта, а также
- по контролю за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников.
.
Источники законодательства об исполнительном производстве:
- Федеральный закон "Об исполнительном производстве" крайне сузил нормативную основу для совершения исполнительных действий, исключив из нее акты Правительства РФ (за небольшим исключением), акты федеральных органов исполнительной власти.
- Федеральный закон "О судебных приставах" и
- иные федеральные законы – АПК РФ, ГПК РФ, ГК РФ, Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже, Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" и др.,
- нормативные акты Правительства России, например, среди них можно выделить Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 934 "Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги",
- международные договоры. Они носят приоритетный характер по сравнению с российским законодательством, например, Соглашение государств СНГ от 20 марта 1992 г. "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.), Соглашение между Республикой Беларусь и Россией о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь (ратифицировано Российской Федерацией 11 июля 2002 г.) и др.,
- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, например, приказом Министерства РФ по налогам и сборам утвержден Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю (Приказ N БГ-3-28/23 от 23 января 2003 г.).
2.