Кластер

Кластер - группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. В основе образования кластера – принцип территориальной локализации.

Кластеры имеют естественное происхождение. Сначала было замечено, что наиболее конкурентоспособные фирмы живут по кластерной логике. Выяснилось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании.

В итоге формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для национальной экономики кластеры служат точками роста внутреннего рынка. Примеры кластеров: Голливуд, Силиконовая долина, Лас-Вегас.

Состав участников кластера:

1. Компании, производящие готовый продукт.

2. Поставщики материалов и оборудования.

3. Сервисные компании.

4. Научные центры.

5. Специализированные фирмы финансового сектора (банки, страховщики, лизинговые компании и др.)

6. Учебные заведения.

7. Государство.

Положительные последствия создания кластеров:

1. Новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя НИОКР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий.

2. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение инноваций (например, через поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами).

3. В рамках кластера конкурирующие компании идут на сотрудничество.

4. Сокращение временного лага от инвестиций до отдачи за счет синергетического эффекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: