Для человека одной из важнейших естественных наук является химия- наука о составе, внутреннем строении и превращении вещества и, а также о механизмах этих превращений.
Химия всегда была нужна человечеству для того, чтобы получать из природных веществ материалы со свойствами, необходимыми для повседневной жизни и производства. Получение таких веществ-производственная задача, и, чтобы ее реализовать, надо уметь осуществлять качественные превращения вещества. Чтобы этого добиться, химия должна справиться с теоретической проблемой генезиса (происхождения) свойств вещества.
Таким образом, основанием химии выступает двуединая проблема- получение веществ с заданными свойствами (на достижение ее направлена производственная деятельность человека) и выявление способов управления свойствами вещества (на реализацию этой задачи направлена научно-исследовательская работа ученых).
Эта проблема является одновременно и системообразующим началом химии.
Важнейшей особенностью основной проблемой химии является то, что она имеет всего четыре способа решения вопроса.
|
|
Свойства вещества зависят от четырех факторов:
1) от элементного и молекулярного состава вещества;
2) от структуры молекул вещества;
3) от термодинамических и кинетических условий, в которых вещество находится в процессе химической реакции;
4) от уровня химической организации вещества.
Поскольку эти способы появлялись последовательно, мы можем в истории химии выделить четыре последовательно сменявших друг друга этапа ее развития. В то же время с каждым из названных способов решения основной проблемы химии связана своя концептуальная система знаний. Эти четыре концептуальных системы знания находятся в отношениях иерархии (субординации). В системе химии они являются подсистемами, так же как сама химия представляет собой подсистему всего естествознания в целом. Концептуальные системы химии можно представить следующим образом:
17в. – учение о составе вещества;
19в. – структурная химия;
20в. – учение о химических процессах;
Середина 20в. – эволюционная химия.
В развитии химии происходит не смена, а строго закономерное, последовательное проявление концептуальных систем. При этом вновь появляющаяся система опирается на предыдущую и включает ее в себя в преобразованном виде. Таким образом, появляется система химии – единая целостность всех химических знаний, которые появляются и существуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга и объединяются в концептуальные системы знаний, которые находятся между собой в отношениях иерархии.