double arrow

Структура и содержание дисциплины «Методика преподавания химии в вузе»


Содержание дисциплины «Методика преподавания химии в вузе» построено по модульному принципу с выделением … модулей.

1. Методика обучения химии как наука и учебная дисциплина

Методика обучения химии как наука, ее предмет, задачи и методы исследования. Связь методики обучения химии с другими науками, ее место в системе педагогических наук. Методика обучения химии как учебный предмет.

(0,5 часа)

2. Процесс обучения химии как педагогическая система

Общая модель целостного процесса обучения химии, краткая характеристика ее элементов (цели, содержание, методы, средства, организационные формы, контроль усвоения и диагностика сформированных знаний и умений), их взаимосвязей и взаимовлияний. Принципы обучения химии (научность, доступность, трудность, активность, индивидуализация, развитие познавательных способностей и др). Преемственность и взаимосвязь обучения химии в средней школе и в вузе. Концепция вузовского химического образования.

(0,5 часа)

3. Цели и задачи обучения химии

Роль химии в жизни общества и значение химического образования. Цели и задачи обучения химии в средней школе. Цели и задачи обучения химии в высшей школе (для нехимических, естественнонаучных и химических специальностей). Профессиограмма специалиста как инструмент определения качества (уровня квалификации) специалиста.




(0,5 часа)

4. Содержание обучения химии

Содержание школьного и вузовского химического образования, его основные виды и уровни. Факторы, определяющие содержание учебного предмета химии (социальный заказ общества, уровень развития химической науки, возрастные особенности учащихся, условия работы школы) и учебных химических дисциплин.

Дидактические требования к содержанию учебного предмета химии и учебных химических дисциплин: критерии оптимизации объема и сложности учебного материала, дидактические принципы отбора содержания и построения курсов химии (научность, доступность, системность и систематичность и др.), ведущие идеи естественнонаучных курсов. Методические принципы отбора содержания и построения курсов химии: принцип соответствия учебного материала уровню современной химической науки (принцип перенесения системы науки на систему учебной дисциплины; принцип перенесения логики научного рассмотрения объекта на последовательность изучения материала; принцип ведущей роли теории в обучении; принцип оптимального соотношения теорий и фактов); принцип развития понятий; принцип разделения трудностей. Системный подход к определению содержания курса химии и его структурированию: построение курса химии на основе переноса системы науки на систему обучения (превращение учений науки в блоки содержания учебного курса; блоки содержания как элементы системы обучения; внутридисциплинарные и внутрипредметные связи как системообразующие связи между элементами содержания курса); построение курса химии на основе системного представления предмета изучения химии (вещества или химического процесса); построение курса химии на основе концептуальных систем химии.



Системный подход к определению последовательности представления содержания курса химии: последовательность изучения материала на основе принципа разделения трудностей (линейный, концентрический, блочно-системный способы построения курса); модульная система построения содержания; последовательность изучения материала на основе логики науки.

Системы химических понятий. Построение школьного курса неорганической химии с ориентацией на формирование и развитие различных систем понятий (о веществе, о химической реакции, об элементе). Построение школьного курса органической химии.

Структура предметного содержания школьного курса химии: дидактические единицы и компоненты содержания; основные теоретические концепции школьных курсов химии. Программа по химии для средней школы как нормативный документ, регламентирующей обучение учащихся средней школы. Программы по химии для высшей школы. Учебник как форма представления содержания.

(3,5 часа)

5. Методы обучения химии.

Понятие о методе обучения. Классификации методов обучения. Общелогические и дидактические методы, их краткая характеристика и особенности их применения в обучении химии. Специфические методы обучения химии. Химический эксперимент как специфический метод обучения химии, его место и значение в процессе обучения. Демонстрационный химический эксперимент, его организация и методика проведения в средней школе. Демонстрационный (лекционный) эксперимент в высшей школе. Ученический химический эксперимент, требования к нему. Лабораторные опыты по химии, методика их проведения в средней школе. Практические занятия по химии, методика их проведения в средней школе. Лабораторные практикумы, методика их проведения в средней школе и в высшей школе. Использование химических задач в процессе обучения: система химических задач как условие успешности формирования умения решать задачи; единый методический подход к решению задач по химии.



(4 часа)

6. Технологии обучения химии

Понятие о технологии обучения химии, классификации технологий обучения химии. Современное традиционное обучение, его краткая характеристика: традиционная (т.н. «традиционные методики») и лекционно-семинарская система обучения химии. Алгоритмизированное обучение химии: алгоритм и алгоритмическое предписание; виды алгоритмов и алгоритмических предписаний; методика осуществления алгоритмизированного обучения в средней и высшей школе. Программированное обучение химии: линейные и разветвленные учебные программы; программированные учебные пособия; методика осуществления программированного обучения в средней и высшей школе. Проблемное обучение химии: проблемные ситуации, пути их создания и разрешения; методика осуществления проблемного обучения в средней и высшей школе. Исследовательское обучение химии: учебные исследовательские работы; организация исследовательского лабораторного практикума и самостоятельной работы, моделирующей научную деятельность. Модульное обучение химии: модуль, его структура, методика осуществления модульного обучения.

(2 часа)

7. Организационные формы обучения химии

Классно-урочные и внеклассные формы обучения химии в средней школе, их краткая характеристика и взаимосвязь. Аудиторные и внеаудиторные формы обучения химии в высшей школе, их краткая характеристика и взаимосвязь.

Теория поэтапного усвоения знаний и ее использование в организации процесса обучения химии (этапы усвоения нового знания и их приложение к организационным формам обучения). Тема как блок уроков (в средней школе) или блок занятий различных видов (в высшей школе), общие подходы к планированию темы. Урок химии как система, ее компоненты. Классификация уроков химии (типы, виды). Требования к уроку. Лекция по химии в высшей школе, требования к ней, методика проведения. Лабораторный практикум по химии, требования к организации лабораторной работы в высшей школе.

Семинарские занятия по химии в высшей школе, их виды и способы проведения, методика организации семинарского занятия. Игровые формы организации обучения химии в средней и в высшей школе. Внеаудиторная самостоятельная работа по химии.

(2 часа)

8. Средства обучения химии

Система средств обучения химии, классификация средств обучения химии, краткая характеристика средств обучения химии в средней и в высшей школе. Химический кабинет как необходимое условие осуществления полноценного обучения химии в средней школе. Учебник химии как обучающая система.

Методика обучения учащихся работе с учебником. Рабочие тетради по химии с печатной основой как интерактивные учебные пособия. Технические средства обучения, их виды и разновидности: кодоскоп (графопроектор), диапроектор, кинопроектор, эпидиаскоп, компьютер, видео- и звуковоспроизводящая аппаратура. Использование компьютера и кодоскопа в обучении химии.

Химический язык как специфическое средство обучения химии: его роль и функции в обучении, содержание химического языка в школьном курсе химии, теоретические основы формирования химического языка, основные этапы и направления развития химического языка.

(2 часа)

9. Контроль результатов обучения и диагностика качества знаний и умений по химии

Цели и содержание контроля результатов обучения химии. Реализация единства трех функций обучения при помощи контроля его результатов в средней школе. Формы, виды и методы контроля результатов обучения химии в средней школе. Качество знаний и умений по химии, оценка знаний в высшей школе. Виды и методы контроля за усвоением знаний и овладением умений в высшей школе.

(1 час)

10. Педагогический эксперимент в преподавании химии

Педагогический эксперимент как средство определения эффективности методических нововведений. Постановка педагогического эксперимента. Измерение результатов обучения. Оценивание эффективности выбранных содержания и методов обучения. Методы оценки качества учебной работы преподавателя вуза и учителя средней школы.

(1 час)







Сейчас читают про: