double arrow

Клонирование и его возможности: вымысел и реальность

В последнее время в средствах массовой информации распрост­раняется много предсказаний, пожеланий, догадок и фантазий о клонировании живых организмов. Особую остроту этим дискус­сиям придает обсуждение возможности клонирования человека. Вызывают интерес технологические, этические, философские, юридические, религиозные, психологические аспекты этой про­блемы; последствия, которые могут возникнуть при реализации такого способа воспроизводства человека. Как нередко бывает в подобных случаях, стремление к сенсации нередко затемняет сущность проблемы, особенно когда высказываются неспециалисты. И в то же время ее серьезность не вызывает сомнений, поэтому рассмотрим ее детальнее.

Клон — совокупность клеток или организмов, генетически иден­тичных одной родоначальной клетке. Клонирование — метод созда­ния клонов путем переноса генетического материала из одной (до­норской) клетки в другую клетку (энуклеированную яйцеклетку). При этом следует различать перенос ядра эмбриональной клетки и перенос ядра соматической клетки взрослого организма.

Прежде всего, следует отметить, что клоны существуют в при­роде. Они образуются при бесполом размножении (партеноге­нез) микроорганизмов (митоз, простое деление), вегетативном раз­множении растений. В генетике растений клонирование давно освоено и выяснено, что члены одного клона значительно отли­чаются по многим признакам; более того, иногда эти различия даже больше, чем в генетически разных популяциях.

Общеизвестный пример естественного клонирования — одно­яйцовые близнецы, развившиеся из одной яйцеклетки. У челове­ка это всегда младенцы одного пола и всегда удивительно похо­жие друг на друга. Рождение однояйцовых близнецов возможно потому, что эмбрион млекопитающего (в том числе человека) на самых ранних стадиях (фазе дробления яйца, именуемой бластуляцией) может быть без видимых отрицательных последствий раз­делен на отдельные бластомеры (у человека, по крайней мере, до стадии 8 бластомеров), из которых при определенных условиях могут развиться идентичные по своему генотипу особи. Иначе говоря, из одного 8-клеточного эмбриона у человека можно по­лучить до 8 абсолютно идентичных младенцев (или девочек, или мальчиков). Но и однояйцовые близнецы хотя и очень похожи друг на друга, но далеко не во всем идентичны.

Нынешний клональный бум связан с ответом на вопрос, мож­но ли не из половой, а из соматической клетки (в отличие от по­ловой клетки она имеет двойной набор хромосом) посредством извлечения из нее ядра и трансплантации его в «обезъядерную» яйцеклетку воссоздать организм? Иначе говоря, вопрос в следую­щем: рост, развитие и дифференциация эмбриона, онтогенез вызывают необратимые модификации генома в соматических клет­ках или не вызывают их? Ответ на этот вопрос мог быть получен только на основе экспериментальных исследований.

В XX в. было проведено немало удачных экспериментов по кло­нированию животных (амфибий, некоторых видов млекопитаю­щих), но все они были выполнены с помощью переноса ядер эм­бриональных (недифференцированных или частично дифферен­цированных) клеток. При этом считалось, что получить клон с использованием ядра соматической (полностью дифференцирован­ной) клетки взрослого организма невозможно. Однако в 1997г. бри­танские ученые объявили об успешном сенсационном эксперимен­те: получении живого потомства (овечка Долли) после переноса ядра, взятого из соматической клетки взрослого животного (донор­ской клетке более 8 лет). Недавно в США (университет в Гонолу­лу) были проведены успешные эксперименты по клонированию на мышах. Таким образом, современная биология доказала, что получение клонов млекопитающих принципиально возможно.

Полученные данные заставили по-новому посмотреть на про­цесс клеточной дифференциации. Оказалось, что этот процесс об­ратим, и цитоплазматические факторы способны инициировать раз­витие нового организма на основе генетического материала ядра взрослой, полностью дифференцированной клетки. Можно сказать, «биологические часы» пошли вспять: развитие организма вновь может начинаться из генетического материала взрослой соматичес­кой клетки.

В средствах массовой информации заговорили об ошеломля­ющих перспективах клонирования, в первую очередь для живот­новодства. От применения технологии клонирования в научных исследованиях ожидается углубление понимания и решение про­блем онкологии, учения об онтогенезе, молекулярной генетики, эм­бриологии и др. Появление овечки Долли заставило по-новому взглянуть и на проблемы геронтологии (старения).

Особо острые дискуссии развиваются вокруг проблемы кло­нирования человека. Пока отсутствуют технические возможно­сти клонировать человека. Однако принципиально клонирова­ние человека выглядит вполне выполнимым проектом. И здесь возникает множество уже не только научных и технологических проблем, но и этических, юридических, философских, религи­озных.

Вместе с тем ученые очень осторожно относятся к перспекти­вам клонирования, указывают на ограниченности этого метода. В частности, отмечают, что, исходя из закономерностей молеку­лярной генетики, можно сформулировать ряд предположений.

Во-первых, длительность жизни клонированного организма не будет равна времени жизни нормального организма, сфор­мировавшегося из половых клеток, а в любом случае меньше ее (с учетом возраста донорского организма); так, овечка Долли умер­ла в 2003г. Прожив чуть более 5 лет, тогда как «естественные» овцы живут 14— 15 лет. Ведь хромосомы соматической клетки значитель­но короче по сравнению с хромосомами половых (зародышевых) клеток.

Во-вторых, клонированный организм будет нести на себе груз генетических мутаций донорской клетки, а значит, ее болез­ни, признаки старения и т.п. Следовательно, онтогенез клонов не идентичен онтогенезу их родителей: клоны проходят другой, со­кращенный и насыщенный болезнями жизненный путь. Можно утверждать, что клонирование не несет омоложения, возврата мо­лодости, бессмертия. Таким образом, метод клонирования нельзя считать абсолютно безопасным для человека.

В-третьих, клонирование не есть копирование. Клон не яв­ляется точной копией клонированного животного. Значит, чело­веческие клоны никогда не будут идентичны своим родителям, не говоря уже об их различном жизненном и социально-культур­ном опыте.

Вообще, что же такое человеческий клон? С одной стороны, он может быть назван ребенком своего родителя. С другой сторо­ны, он же одновременно является и чем-то вроде однояйцового генетического близнеца своего родителя. Это рождает целый ряд моральных и юридических проблем.

Самые острые среди них следующие: должен ли обладать че­ловеческий клон всеми правами человека и гражданина; кто дол­жен считаться его родителями, раз в его появлении на свет уча­ствуют три особи: донор клетки, донор яйцеклетки и суррогатная мать; нужно ли в связи с этим, а если нужно, то в каком направле­нии, пересматривать соответствующие разделы конституционно­го, гражданского, семейного и наследственного права, в частно­сти, какие (родительские) права (и обязанности) имеют «вклад­чик генетического материала», донор яйцеклетки, суррогатная

мать? Вполне возможно, что юристам придется рассмотреть и воп­рос о праве собственности на свою ДНК - ведь клетки могут быть взяты без согласия человека.

Юридическая сторона проблемы запутывается еще больше, если к этому добавить, что, по-видимому, нет принципиальных препятствий клонированию человека от клеток умершего челове­ка. (Кто имеет право распоряжаться генетическим материалом умершего для последующего его клонирования? Может ли инди­вид, чьи клетки были клонированы после смерти, считаться от­цом (матерью)? и т.д.)

Существуют также этические философские и религиозные ас­пекты проблемы клонирования: и усложнение смысла личной ин­дивидуальности и неповторимости, и проблема семьи, ее роли в обществе, и вопрос о пределах науки, практического могущества человека, об ущемлении чувств верующих, и опасение, что чело­веческие клоны «нормальными» людьми не будут воспринимать­ся как люди, и др. Не случайно многие общественные организа­ции заявляют о моральной неприемлемости любых попыток кло­нирования человека. ООН готовит международное соглашение о запрете клонирования человека.

Но, конечно, процесс познания мира не остановить. Очевид­но, что исследования в области эмбриологии и клонирования че­ловека очень важны для медицины, понимания путей достижения здоровья человека. Поэтому они должны проводиться. Непосред­ственное же клонирование человека (вплоть до обстоятельного уточнения правовых, этических и других аспектов этой пробле­мы) пока, по-видимому, неприемлемо. Однако сопутствующие научные знания могут быть уже сейчас полезными в решении многих медицинских проблем (лечение бесплодия, клонирование тканей и органов человека для создания банка «запасных частей» для конкретных людей, что позволит обеспечить продление их жизни, и др.). Рано или поздно настанет время, когда генно-ин­женерные технологии в области принципов клонирования людей войдут в повседневную жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: