double arrow

Материалы к лекции. Культура может быть определена как поведение специфиче­ское для Homo sapiens и как совокупность материальных объектов


Культура может быть определена как поведение специфиче­ское для Homo sapiens и как совокупность материальных объектов, Используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. И частности, культура состоит из языка, идей, верований, тради­ций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений ис­кусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколени­ям. Существование и использование культуры основано на способ­ности, которой обладает только человек. Культура создается людьми, культуре обучаются; поскольку пни не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является ос-
новой социализации. В результате усвоения ценностей, верований,
норм, правил и идеалов формируется личность ребенка и регули­руется его поведение. Если бы процесс социализации прекратился
в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура
формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Именно феномен культуры позволяет органически соединить Я себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, т. е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений. Выступая одной из форм проявления сущностных и сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его
классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное
воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда. Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различие социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным облает деятельности, типами языка, ритуалов и традиций, изготовления использования инструментов и степенью социального развития. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида очень влияет культура среды его обитания, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур. В социологии выделяют два вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменте сооружения, здания; техника и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.). Среди основных функций культуры различают: познавательную, аксиологическую, запрещающую, стимулирующую, регулирующую, гармонизирующую, преобразующую, гедонистическую (наслаждение), функцию преемственности.










Сейчас читают про: