Глава 2. Обучение и образование

Учить. Явственно выделяется фонема ЧИ, которая означает «мысль». Из данного корня происходит авестийское чисти – «мышление», а на санскрите мышление звучит сходным образом – читти.

Стало быть, Учить – значит приобщать к мысли.

Обучение – погружение в мысль.

Мысль. Родственные образования: Молитва – через корень mel – «связывать, соединять»; Слово – обнаруживается прямая параллель с греческим mythos – «слово», «сказание», «речь». Получается буквально, что мысль – это соединенность со Словом. Постольку поскольку, за последним изначально и традиционно закрепляется статус Божественности, то выходит, что мысль есть связь с Божественным.

Значит, говорить про обучение резонно только в одном случае, когда подобная связь обеспечивается. Во всех остальных ситуациях мы имеем дело с педагогикой.

Отсюда становится понятным и назначение Учителя, если исходить из точного перевода: Учитель – Вводящий в обиталище мысли.

Педагог – всего лишь формирующий образ. Отсюда и – образование.

Прояснив понятия, мы обнаруживаем, что Учение и Образование совсем не одно и то же.

Образование – звание. Учение – призвание.

Как известно, званых много, но мало призванных.

Информация и знание. Информированность – это набор усвоенных мнений, концептов, теорий, описаний мира, моделей реальности.

Знание – непосредственное постижение и достижение реальности. Собственно говоря, знание и есть истина.

Примеры. Многие думают, будто они знают, что дважды два будет четыре. На самом деле они только информированы о том, что 2х2=4. Того, кто действительно знает, что 2х2=4, можно назвать величайшим математиком всех времен и народов.

Мы информированы о том, что земля вращается вокруг солнца. Но знаем ли мы об этом?

Мы информированы о том, что вселенная бесконечна. Но знаем ли мы о том?

Информация – это акция формы.

Однако любая форма непостоянна, изменчива и, в сущности, есть иллюзия.

Хотя было бы некорректно заявить, что форма нас обманывает. Мы сами обманываемся формой. Наши фантазии – лишь фантики. А мы их принимаем за конфету. Мы жуем фантики с запахом конфеты и полагаем, что это конфета и восклицаем – ах как вкусно! А когда дело доходит до желудка, и последний заявляет: «что мне подсунули?» – наступает понимание, что проглотили оберточную бумагу, или вместо обеда съели меню.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: