Глава 1. Ловушки на Пути перемен

Сколь бы своеобразными не представлялись варианты развития людских судеб, они, тем не менее, вполне спонтанно и естественно стекаются к Источнику общих закономерностей, правил и предписаний. Так, например, не смотря на все различие в практически безграничном множестве нюансов между людьми, их обобщает то, что все они рождаются и умирают. Рождение и смерть – такие факты, которые никто еще не смог преодолеть, отринуть или игнорировать.

Настоящий принцип касается и таинства поступательного развития психобытийного человеческого состояния – его перехода от примитивных, ограниченных форм существования к реализации заложенных в нем мощных потенций, проявлению их во всей полноте изначально данных сил и способностей.

Личное преображение у каждого осуществляется по-своему, тем человек и самобытен. Однако, с другой стороны, диалектика подобного движения неизменно предполагает и наличие некоего обобщающего закона, который проявление свободы организует, упорядочивает и делает ее по-настоящему свободной. Размышляя вдумчиво, мы легко убеждаемся, что крайнюю степень несвободы представляет собой как раз хаос.

Если мы хотим добраться до пункта назначения, то, разумеется, сверяемся с дорожными указателями, и чем добросовестнее это делаем, тем больше шансов у нас попасть туда.

Трансформацию личности можно представить в виде универсального пути, с одинаковыми для всех знаками, обозначениями и указателями, что вовсе не обязывает, не призывает и даже не предполагает выстраиваться в одну колонну и дружным стадом маршировать по проложенному маршруту к заветному счастью. Кто-то волен идти, кто-то бежать, иной решит поехать, и каждый – своим способом, своим темпом, со своими остановками, передышками, привалами, хотя при этом перевалы одни и те же.

Намечая основу карты жизненных пространств и бытийных территорий, выделим на ней основные ловушки, которые могут подстерегать нас на трассе трансформации.

(1). Ложь.

Желание измениться начинается с характерного стремления разобраться в себе. Но для этого необходимо проявить достаточную решительность. Ведь подобная процедура предполагает, прежде всего, готовность быть предельно честным по отношению к себе. А для этого следует прекратить себе лгать. Ситуация же усложняется тем, что способы, которыми мы себя обманываем, весьма искусны и изощренны. Вряд ли кто при этом восклицает, мол, вот, дескать, я себе самым наглым образом вру! Отнюдь – наши ухищрения куда пленительней, и почти всегда они проявляются в форме самооправданий, рационализаций, и даже доказательств собственной правоты. Таким образом, уже на корню благое намерение может быть подрублено.

Поэтому на данном этапе важно, проявив силу своего намерения измениться, сказать себе «Стоп!» – и осознать, что такие тенденции как: Самооправдание, Приверженность к собственной правоте, Рациональное обоснование своих иррациональных побуждений есть – Ложь.

Если не остановиться в этот момент и позволить увлечь себя инерции прежних стереотипов, то не избежать тупика, где многие уже сломались, придавленные тяжестью собственной лжи.

И именно отказ ото лжи себе является первым шагом Трансформации.

Как только принято осознанное решение прекратить всякую ложь по отношению к себе, Бессознательное на это начинает реагировать. Потаенные душевные механизмы актуализируют активность изменений. Но постольку поскольку, где изменения, там и перемены, душе следует настроиться на восприятие и принятие происходящего, а разуму – проявить надлежащую бдительность для того, чтобы утилизировать и переработать новый жизненный материал. Кроме того, освобождение ото лжи позволяет начать уже объективно, беспристрастно разбираться в собственных механизмах и программах жизнедеятельности.

(2).Сопротивление.

Каждому психотерапевту хорошо известен парадокс, который заключается в странном противоречии пациента между его желанием исцелиться и одновременным подсознательным сопротивлением этому процессу.

Таков закон – как только у нас возникает желание измениться, непременно появляется и скрытое сопротивление.

Одной из наиболее частых и очевидных форм сопротивления является проекция. Проекция представляет собой тенденцию переложить ответственность на других за то, что исходит от себя - импульсов, желаний, поведения, - поместить вовне то, что принадлежит самому себе. Например, мы жалуемся на недостатки и начинаем видеть эти недостатки в других людях, в то время как, прежде всего, сами являемся носителями этих черт. Проанализируйте, что именно вас раздражает в другом человеке и сопоставьте свои проблемы со своим негативным восприятием. И вы увидите то, что называется проекцией.

Нетерпение - другая форма сопротивления. Когда мы требуем, чтобы перемена произошла прямо сейчас, мы бессознательно сопротивляемся. В этом случае сознательно примите свое сопротивление и продолжайте работать над собой, меняйтесь, несмотря на это сопротивление. Вы его осознали, а значит, наполовину избавились от него.

Присмотримся внимательнее к нашей обыденной жизни. Мы увидим, что наши внешне невинные действия часто свидетельствуют о нашем сопротивлении. Вот небольшой список их:

Переменить тему разговора.

Внезапно пойти в туалет.

Опоздать.

Заболеть.

Внезапное желание есть, или выпить, или закурить.

Что-нибудь сломать (ручку, машину, водопровод, бритву).

Но все эти сопротивления не возникают сами по себе. Они лишь маскируют более глубокие механизмы защиты – наши отрицательные убеждения.

Мне это не подойдет.

Так нельзя делать.

У нас так не принято.

Это не для меня.

Глупо выглядит.

Займет массу времени.

Я в такие игры не играю.

У меня ничего не получится.

А что скажут…?

А какова будет реакция?

У меня нет еще достаточной к этому подготовки.

А, что если…?

Нет времени.

Слишком трудно.

Где гарантия того, что это принесет выгоду?

Эти убеждения настолько глубоко владеют нами, настолько тонко и завуалировано управляют нашим поведением и уводят от решения собственных проблем, что мы часто вместо того, чтобы концентрироваться на работе над ними, решаем, кому из наших друзей следует измениться. И это тоже форма сопротивления. В таких случаях вам следует глубже заглянуть внутрь себя и вспомнить то, что вам следует изменить в самих себе, в то время как вы пытаетесь изменить что-либо в ком-то другом.

Измените ваши убеждения, и ваша жизнь изменится. Каждую нашу мысль можно изменить. Наш ум сам выбирает мысли. Поэтому выберите и сконцентрируйтесь на той мысли, которая бы вам принесла удачу.

(3). Долженствование.

Следующим испытанием, а значит, и препятствием на пути к Себе, является наша зависимость от общественного мнения, суждений и оценок окружающих. Это камень преткновения, о который разбилась не одна судьба, и он столь же крепок, как и собственная ложь. И пока мы не преодолеем данный барьер, о дальнейшем продвижении говорить бессмысленно.

По осмыслении своей внутренней и реальной независимости от позиций окружающих, зачастую претендующих и атакующих, Мир не преминет дать обратную связь – ведь никакой отрыв не проходит бесследно, и, как правило, окружающих задевает происходящая с нами трансформация.

При этом возможно как раз усиление претензий и притязаний со стороны других людей, тех, чье желание контролировать и манипулировать оказалось ущемленным. И арсенал их стратегических ухищрений обычно обладает достаточной изобретательностью, хотя при этом и далеко не безграничностью - его проявления обычно варьируют что-то между обличением, критицизмом, шантажом и заискиванием или лестью.

При прохождении настоящего участка следует четко усвоить для себя несколько правил и спокойно им следовать:

«1). Кроме самых близких ты нужен другим лишь с одной целью – они хотят тебя использовать. Поэтому запомни: ты никому и ничем не обязан, никому и ничего не должен, сколь бы тебя не уверяли в обратном».

«2). Если ты не будешь сам управлять собой, обязательно найдется тот, кто сделает это за тебя. Иными словами, или ты управляешь собой, или тобой управляют другие. Или – или. Третьего не дано».

«3). Окружающие хотят, чтобы ты оправдывал их ожидания. Но ты создан вовсе не для того, чтобы оправдывать ожидания окружающих. Иди не туда, куда тебе указывают или советуют, а туда, куда ты сам хочешь идти. Если же ты не знаешь, куда тебе хочется, сделай остановку и не дергайся».

Однажды на консультацию ко мне пришел молодой человек и посетовал на собственную судьбу. На вопрос о том, что же его так удручает и печалит, он нерешительно пожал плечами, как-то нервно дернулся и выговорил нечто невнятное. Затем напрягся, сжался, съежился и, вдруг, заявил, словно наконец, решился: "Нет в моей жизни счастья!"

Этот безрадостный случай оказался не столь уж редким, что и сподвинуло меня провести обстоятельные исследования в данной области.

И сразу же в качестве первостепенного возник вопрос – счастливыми рождаются или становятся? Как бы то ни было я решил начать наблюдение за так называемыми счастливчиками, исходя из предположения о том, что в их существовании прослеживаются определенные закономерности, которые можно уловить и применить к жизни среднестатистического неудачника.

Результат оказался впечатляющим. Выяснилось, что не имеет никакого значения, получено счастье в дар при рождении, или оно явилось следствием соответствующих знаний и умений. Качество одно и то же.

И здесь важно осознать, что каждому дается шанс на то, чтобы быть счастливым. Вся разница лишь в том, что кто-то им готов воспользоваться, а кто-то нет. Это уже дело личного выбора.

Некоторые результаты моих исследований с соответствующими выводами я и привожу весьма охотно, полагая, что кто-нибудь ими воспользуется во благо себе и другим.

Наиболее показательным и эффективным мне в данном случае представляется краткий сравнительный обзор, из которого становится ясно, где кроется корень бед, а где произрастает древо, лучшими плодами которого становится наше с Вами процветание.

Итак: Основная опора жизни Несчастных приходится на слово Должен. Они сами себя связали, арестовали и добровольно втиснули в клетку, украсив решетки табличками "Долженствование". Их главное руководство к действию заключено в черной магии этого понятия: "Я постоянно кому-то должен – обществу, приятелям, родителям, детям, педагогам…" "Должен, должен, должен…" – очереди похлеще пулеметных атакуют бренное существование этих обрекших себя на самоистязание существ, решивших, что лучший путь спасения заключается в том, чтобы идти против природы и естества. В конечном счете, проклиная все на свете, они, кто в озлобленности, кто в отупляющей апатии проклинают этот мир и себя в придачу, окончательно заражаясь вирусами ненависти, неприятия и недоверия. Tertium non datur. – Как говорили древние. – Третьего не дано. Либо рабство, либо свобода. Участь раба печальна. Он просто несчастен. По своей воле, по выбору своему.

Счастливые же выбирают свободу и в итоге ее обретают.

Жизнь оказывается проще, чем нам кажется. Мы сами ее замутняем и от того мучаемся. Недаром же слова Муть и Мучение имеют один и тот же корень. Я полагаю, что и слово Мудак и по созвучию, и по смыслу относится к этому же ряду. Внося ясность в свои отношения – с миром, собой, другими, мы автоматически перестаем мучиться и мучить.

Что же для этого следует предпринять?

А просто взять и выйти из порочного круга долженствования. Хоть прямо сейчас. Как это делают Счастливые. Их первые шаги таковы.

"Я никому ничего Не должен".

Повеяло ветерком свободы. Однако, этого недостаточно, и естественным продолжением начатого Пути становится шаг второй:

"Я никому ничего Не должен, в том числе и себе".

Это весьма существенное, хотя и кажущееся малым, дополнение. Оно предостерегает от опасности впасть в эгоизм, идею собственного величия и гордыню. А третий шаг полностью устраняет данную опасность. Тем более, что сама логика подводит к нему:

"Если я никому ничего Не должен, в том числе и себе, то и мне никто ничего Не должен".

А раз так, то я без всякого принуждения снимаю свои притязания и претензии к людям – что, дескать, кто-то меня не доносил, не долюбил, не додал, не довоспитывал. Ведь мне же никто не должен. А это значит, что все происходящее происходит исключительно по моей доброй воле. И тогда я уже буду не роптать и сетовать на то, что мало мне сделали добра, а благодарить за то, что сделали хотя бы и это малое добро. А в этом хотя бы и это малое кроется поистине Великое.

На уровне же психологическом, житейском речь идет о различии между двумя проявлениями души – Благодарностью и Завистью. Получается, что тот, кто благодарен, тот и счастлив. Завистник же, обрекая себя на неизбежность самоистязаний, низвергает себя собственноручно в ад. Выходит, что на отчаянный вопрос Чацкого "А судьи кто?" самым логичным ответом становится «Мы сами себе и судьи». И от того, как я сужу другого, точно также я сужу и себя. А, как известно, каков Суд, такова и Судьба. Слова одного корня.

Стенограмма. «И остави нам долги наши…»

«Только не говори, что ты ничего не украл, не присвоил, не отнял.

Воруют не только деньги и имущество.

Все ценности человеческие могут быть сведены к 4-м категориям:

1. Здоровье.

2. Спокойствие.

3. Уверенность.

4. Свобода (Время).

Вещи и деньги – всего лишь один из способов достижения того или иного состояния. Если ты обладаешь миллионами и при этом безвылазно сидишь в яме, то к чему тебе эти миллионы? Разве что развести костер и несколько минут погреться.

Если ты теряешь деньги, то печалишься не по деньгам. Ты лишаешься или спокойствия, или уверенности – одной из базовых своих ценностей. Именно от этого ты становишься беспомощным и дезориентированным.

Вселенная неумолимо логична. Если ты взял то, что тебе не принадлежит, значит, ты – вор.

Всякий вор – всегда должник. Дамокловым мечом над ним нависает его Долг. Его долг – его серп.

Мы говорим о том, что никто никому ничего не должен, что свобода – это отсутствие долженствования.

Но если ты своровал и не отдаешь, то ты – должен. И если до поры до времени ты не отдашь все свои долги, твой серп на тебя неминуемо обрушится. И не потому, что Вселенная жестока и мстительна, а потому что ты сам над собой занес этот серп, а потом просто устал его держать.

Что станется с лодкой, если превысить ее грузоподъемность?

Так что, пока не поздно, задумайся как следует, кому ты должен и расквитайся со своими долгами.

Например, ты кого-то обидел. Этим самым ты украл (или отнял) у него спокойствие. Верни ему ровно столько, сколько ты отнял или украл.

Кого-то предал – отнял уверенность. Верни уверенность.

Кому-то досаждал своей назойливостью – твои долги время и свобода.

Изводил попреками – должен здоровье.

Пока не раздал долги, о собственной свободе и не помышляй. Пока ты должник, путь к самодостижению для тебя закрыт – слишком ты отягощен. Превысил собственную грузоподъемность.

В мире все переплетено и взаимосвязано. За украденную тобой конфету с тебя могут спросить пряник. Потому, если отнял конфету, не удивляйся, что придут за пряником.

Теперь, если ты хочешь приступить к делу немедленно, изучи и составь таблицу.

Пример. Таблица расплаты по долгам.

Человек Характер отношений с ним Мой поступок Его реакция Что я украл (отнял)
Маша Жена Оскорбление Страх Спокойствие, уверенность
Миша Друг Соблазнил на выпивку Сожаление Здоровье, время (свобода)
         

Далее – возмести ущерб. Расквитайся с долгами. Твоих извинений будет недостаточно.

Здесь возможны два варианта.

Первый – действие напрямую. Ты можешь встретиться с человеком и во время явного общения отдать ему то, что взял у него – например, деньги.

Второй вариант. Человек умер, или ты не знаешь, где он находится, или ситуация складывается таким образом, что твое присутствие рядом с ним неуместно и даже может ему навредить. Тогда используй метод спиритуального сообщения.

Спиритуальное не менее реальное, чем обычное. А зачастую даже более реальное и действенное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: