Вопрос № 89 Акты применения права: понятия виды предъявляемые к ним требования. Отличие от них правовых актов

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права.

Акт применения права – это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание компетентного органа по конкретному юридическому делу.

Признаки:

- решение исходит от компетентных органов и должностных лиц,

- носит индивидуальный, а не нормативный характер,

- носит государственно-правовой характер,

- имеет определенную, установленную законом форму.

Отличие НПА от АПП:

1) АПП применяется на основе НПА;

2) АПП конкретизирует норму права, содержащуюся в НПА, применительно к индивидуальным ситуациям;

3) НПА носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят, а АПП - индивидуальный характер;

4) АПП не является источником права;

5) АПП является юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

Виды актов применения права:

По издавшим их субъектам:

- акты государственных органов (Постановление Госдумы о назначении Председателя ЦБ);

- акты негосударственных органов (приказ о принятии на работу конкретного лица);

По предмету правового регулирования:

- уголовно-правовые,

- гражданско-правовые,

- акты применения ном других отраслей права;

По характеру решений:

- управомачивающие,

- обязывающие,

- запрещающие.

По способу выражения:

- акты-документы,

- акты-действия,

- акты-символы.

По форме:

- указ,

- приказ,

- распоряжение,

- протокол,

- резолюция,

- разрешение,

- приговор,

- указания и др.;

По юридической природе:

- основные (решение суда по существу);

- вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований).

Требования к актам применения права:

1) должны строго соответствовать НПА,

2) должны издаваться в пределах компетенции правоприменительного органами или должностного лица,

3) должны содержать всестороннюю мотивировку,

4) должны иметь все необходимые реквизиты.

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но, ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки.

Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: