Среди правовых актов-документов различают:
- нормативно-правовые акты (нормативные акты);
- акты толкования права (интерпретационные акты);
- акты применения права (правоприменительные акты).
Нормативные акты - первичны, интерпретационные и правоприменительные акты - производны от нормативных в том смысле, что без нормативных актов их существование немыслимо. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения, т.е. он (нормативный акт) - обязательная предпосылка появления последних, поскольку невозможно толкование и применение права без самого права (представленного таким его источником как нормативный акт). Различие этих актов по субъекту выражается в том, что в соответствии с законодательством только нормативные акты - результат деятельности субъектов правотворчества. Законодательство не предусматривает правотворческие полномочия для субъектов толкования и применения норм права.
Нормативные акты - разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют.
Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительный акт содержит индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом (лицом) в результате решения им конкретного юридического дела.
Акты толкования права действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют. ФКЗ “О КС” Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Для нормативно-правовых актов, актов применения и актов толкования норм права являются общими следующие черты:
- все правовые акты имеют юридическую силу, государственно-властный обязательный характер;
- указанные виды правовых актов могут происходить от одних и тех же органов и должностных лиц (парламента, правительства, главы государства, министерства и т.д.).
Нормативно-правовой акт отличается от актов применения норм права и интерпретационных актов (актов толкования) тем, что:
- нормативно-правовой акт содержит нормы права, т.е. предписания для неопределенного круга субъектов. Другие юридические акты никогда не устанавливают нормы права (правоприменительные акты - индивидуальные предписания, адресованные персонально указанным в них лиц, а акт толкования дает лишь разъяснения содержания действующих норм права);
- нормативно-правовой акт содержит нормы права общего характера, он распространяет свое действие на всех субъектов права, тогда как акт применения имеет индивидуальную направленность, распространяет действие нормы права на конкретную ситуацию, касается конкретных лиц;
- нормативно-правовой акт предназначен для многократного использования, а акты применения имеют одноразовую силу;
- акт применения норм права и интерпретационный акт принимаются на основе нормативно-правового акта;
- акт толкования нормы права не содержит новых нормативных предписаний, он разъясняет содержание уже имеющейся нормы права;
- нормативно-правовые акты выражают метод общенормативного, абстрактного правового регулирования, а другие правовые акты - метод индивидуального (казуального) регулирования;
- нормативно-правовые и интерпретационные акты всегда имеют документальную форму выражения, а акты применения - не всегда.