double arrow

Башкирская АССР в годы социально-экономических преобразований. Курс на индустриализацию. Открытие башкирской нефти

В БАССР коллективизация проводилась с осени 1929 года по 2-ю половину 30- х годов. Проводилась ликвидация кулачества, создавались колхозы. Особенностями коллективизации в Башкирской АССР были: добровольность вступления в колхозы большинства башкир, однородность колхозов в национально-этническом отношении, значительный процент единоличников.

В области индустриализации за 1929—1932 годы построено 35 новых заводов, фабрик, электростанций, заводы города Белорецка превратились в крупнейшие предприятия страны по производству высококачественной стали, метизов. В нефтедобывающей промышленности — был создан Ишимбаевский нефтепромысел, положивший начало нефтяной промышленности Башкортостана.

В конце 1-й пятилетки БАССР из аграрной превратилась в аграрно- индустриальную республику (в 1932 уд. вес промышленности составил 50 % валовой продукции народного хозяйства).

Во 2-й (1933—1937) и 3-й (1938—1942) пятилетках были сооружены около 70 предприятий, железная дорога Уфа-Ишимбаево, нефтепровод Ишимбаево-Уфа (1936), Ишимбаевский нефтеперегонный (1936), Уфимский крекинговый (1938) заводы, освоено проиводство авиадвигателей и комбайновых моторов. Построены Белебеевский, Белорецкий, Туймазинский, Раевский мясокомбинаты и др.

Возникло многоотраслевое механизированное колхозно-совхозное сельское хозяйство (к 1940 было коллективизировано 97,9 % крестьянских хозяйств). За успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства БАССР 15 марта 1935 награждена орденом Ленина.

Уже к концу 1920-х годов на территории Башкирии, Татарии и соседних областей был обнаружен нефтеносный Волго-Уральский район. В мае 1932 года началась добыча нефти из первых скважин в районе будущего города Ишимбая. В 1930-е годы была поставлена задача создать в этом районе крупную нефтяную базу («Второе Баку»). В дальнейшем это способствовало созданию новых отраслей промышленности — нефтеперерабатывающей и нефтехимической.

Нефть является символом и гордостью Башкортостана, основой его экономики. Еще в довоенные годы БАССР превратился в центр «Второго Баку». Огромный вклад нефтяников края в победу над врагом в годы Великой Отечественной войны общеизвестен. В декабре 1955 г. республика по добыче нефти вышла на первое место в стране, опередив Азербайджан. Нефть послужила основой развития мощного топливно-энергетического комплекса, вывела Башкирскую АССР в число промышленно-развитых регионов страны. Объединение «Башнефть» вошло в первую десятку крупнейших нефтедобывающих предприятий мира. К началу 1991 г. в разработке находилось 103 месторождения нефти, эксплуатационный фонд состоял из 18 050 скважин. И сегодня Башкортостан остается республикой нефти, занимая почетное третье место в Российской Федерации по ее добыче и первое - по переработке.

Однако до сих пор целостная научная история нефтедобывающей промышленности Башкортостана, охватывающая весь советский период ее развития, не разработана.

Изучение процесса нефтедобычи в республике в динамике показало целесообразность разделения ее на три периода. Первый - с 1932 г. до 1944 г. - т.е. с обнаружения промышленной нефти в Ишимбае и до открытия девонской нефти в Туймазах, что обеспечило выполнение плана в 1945 г. на 124%'. Второй период - с 1944 г. до 1967 г., когда был достигнут максимальный уровень.

Во второй пятилетке на нефтепромыслах страны большой размах приобрело социалистическое соревнование. В сентябре 1935 г. начинается стахановское движение. Инициаторами этого движения на Ишимбаиском нефтепромысле выступили мастера Кунягин А. И., Лебедев Д. Н., Рахимкулов Л. X., Юлдашбаев В. И., Куликов П. П. Их имена были известны тогда всей республике. Руководимые ими коллективы значительно превышали установленные нормы выработки.

В Башкирской АССР резко выросла нефтедобыча, но обрабатывающей промышленности не было. Создание нефтяной базы на востоке страны потребовало ускорить практическое разрешение проблемы переработки. В 1935 г. началось строи­тельство Ишимбайского нефтеперегонного завода, а в декабре 1936 г. весь комплекс сооружений этого предприятия был принят государственной комиссией.

Ишимбайский нефтеперегонный завод мог переработать лишь часть добываемой нефти. Тогда было решено превратить столицу республики в центр переработки нефти. Кардинальное решение проблемы переработки нефти связывалось со строительством крупного, оснащенного новейшим оборудова­нием Уфимского крекинг-завода. В 1935 г. такое предприятие было заложено. В июне 1938 г. были получены первые 17 тонн уфимского бензина.

Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение Уфимского нефтеперерабатыва-ющего завода нефтью, в мае 1936 г. началось строительство нефтепровода Ишимбай — Уфа. Проложенный через глубоко изрезанные долины нефтепровод пересек в нескольких местах реки, в том числе р. Белую и 14 нояб­ря 1937 г. он вошел в строй.

Индустриальное развитие Башкортостана было невозможным без создания собственной энергетической базы. В 30-е гг. были введены в строй действующих Уфимская ЦЭС, Ишимбайская ЦЭС, Уфимская ТЭЦ № 1, Уфимская ТЭЦ № 2, элект­ростанции в Баймаке, Белорецке.

В годы индустриализации большая роль отводилась рекон­струкции и модернизации черной и цветной металлургии. В первую очередь была проведена коренная реконструкция белорецких заводов черной металлургии. Реконструкции под­верглись домны, мартеновский цех, литейный двор Белорецкого металлургического завода. Завод получил также новый прокатный цех, литейный, кузнечный, ремонтно-строительный цехи. Белорецкий металлургический завод превратился в современное предприятие, производящее в большом количестве высококачественную сталь. В 1940 г. здесь выплавлялось 135 тыс. тонн стали. Завод был именит не только качественной сталью, но и такими людьми как А. Л. Власов, И. Л. Нужин и другими передовиками производства.

Коренной реконструкции подверглось и проволочно-гвоздильное предприятие в Белорецке. Здесь было введено в эксплуатацию 7 новых корпусов. После реконструкции завод стал производить специальную проволоку высокого сопротивления, металлический корд, тончайшую стальную проволоку для кабелей, проволоку канатную, пружинную, игольную, лужную, семафорную, морскую, спицевую. В большом количестве продолжал выпускать также железную проволоку. В ноябре 1931 г. закончилась реконструкция Тирлянского завода. Завод освоил выпуск качественного листа.

Произошли большие сдвиги и в цветной металлургии. Реконструкции и модернизации подверглись Тубинский, Бурибаевский, Бакрузякский медные рудники.

Новую техническую базу в годы индустриализации получил Баймакский медеплавильный завод — флагман цветной металлургии Башкортостана. Разработка хромистого железняка, марганцевой руды, эксплуатация месторождений боксита в Салаватском районе увеличили сырьевую базу цветной металлургии. Постройка Миндякского золотоизвлекательного завода в Учалинском районе привела к качественным сдвигам и в золотодобывающей промышленности.

За годы первых предвоенных пятилеток довольно быстрыми темпами развивались в республике машиностроение и пищевая промышленность. В 1931 г. началось строительство

крупнейшего в стране моторостроительного завода около д. Богородское недалеко от Уфы. В 1934 г. вступили в строй литейный и кузнечный цехи, в 1935 г. — инструментальный цех. В 1937 г. уфимский моторный завод выпустил более тысячи комбайновых моторов марки «У-5». Новостройками индустриализации также стали спичечная фабрика им. 1 Мая, Черниковский лесопильный завод, фанерный комбинат и завод дубильных экстрактов. Все они составили единый Уфимский промышленный узел.

В Уфе и в республике в годы первых пятилеток строились предприятия пищевой промышленности. В 1933 г. была пуще­на в ход кондитерская фабрика, в 1935 г. — макаронная фабрика. Вступили в строй также мясокомбинат, колбасная фабрика, молочный завод. Белокатайский маслозавод, Мелеузовский завод сухого молока представляли собой образцовые предприятия для своего времени. Были построены мясокомбинаты в Стерлитамаке, Белорецке и Раевке.

Большие изменения произошли и в транспорте. На Самаро-Златоустовской железной дороге были проложены вторые пути. Длина железнодорожной сети республики достигла 781,1 км (без Белорецкой узкоколейки). Были созданы авто­мобильный и авиационный транспорты.

К 1940 г. выпуск валовой продукции крупной промышленности БАССР увеличился на 35% по сравнению с 1937 г. В целом в ходе форсированной индустриализации Башкортостан накануне Великой Отечественной войны имел многоотраслевую промышленность и в годы войны стал важнейшей военно-промышленной базой страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: