Культурное строительство в Башкортостане в 1945-1 половине 80-х годов

До Октябрьской революции на территории, занимаемой Б., грамотно было только около 20% населения. В 1914/15 учебном году в 1562 общеобразовательных школах обучалось 132,5 тысяч учащихся. Высших учебных заведений не было. За годы Советской власти в Б. осуществлена подлинная культурная революция. Введено всеобщее осязательное 8-летнее образование, создана развёрнутая сеть учебных заведений. В 1969 в 921 детском саду воспитывалось 101,7 тыс. детей. В 1969/70 учебном году в 4636 общеобразовательных школах всех типов обучалось 922,6 тыс. учащихся, в 63 средних специальных учебных заведениях — свыше 60 тыс. учащися, в 9 вузах — Башкирском университете (См. Башкирский университет), нефтяном, сельскохозяйственном, 3 педагогических, медицинском, авиационном, институте искусств — обучалось 41,4 тыс. студентов.

В республике работали (на 1 января 1969): 1754 массовые библиотеки (16 340,3 тыс. экземпляров книг и журналов), 3166 клубных учреждений, 7 музеев (в Уфе — республиканский краеведческий, Дом-музей В. И. Ленина, Дом-музей М. Гафури, Художественный музей им. М. В. Нестерова; в Красном Яре — Дом-музей Фрунзе и Чапаева; Стерлитамакский краеведческий, Дом-музей К. В. Иванова в деревне Слакбаш), 7 театров (см. раздел Драматический театр), 2768 киноустановок, внешкольные учреждения — Дворец пионеров в Уфе, 48 домов пионеров, 12 детских спортшкол, станции юных техников и юннатов.

Степень приобщения башкир к духовным ценностям посредством профессиональных форм культуры, то есть художественной литературы, изобразительного искусства, театра, на протяжении послевоенных двадцати лет была различна и зависела от многих факторов. После победно завершенной Великой Отечественной войны, после всех страданий и потерь военных лет люди желали, прежде всего, отвлечься от тягот быта, ждали праздника. Чтение художественной литературы являлось тогда одним из основных элементов потребления культуры. Безусловно, башкирское население было ориентировано главным образом на национальную литературу. Была проделана большая работа в данном направлении. Так, деятельность Башкирского книжного издательства в послевоенные годы носила чрезвычайно активный характер. Плодотворно трудились литераторы старшего поколения и писатели, пришедшие в литературу в годы Великой Отечественной войны. Это Хаким Гиляжев, Анвер Бикчентаев, Назар Наджми, Мустай Карим, Ханиф Карим, Гилемдар Рамазанов, Шариф Биккул, Муса Гали, Ибрагим Абдуллин, Шакир Насыров и другие. Несколько позже сложился своеобразный творческий почерк Асхата Мирзагитова, Фарита Исангулова, Раиса Габдрахманова, Ангама Атнабаева, Рами Гарипова, Марата Каримова, Катибы Киньябулатовой, Рафаэля Сафина, Нажиба Асанбаева, Нугумана Мусина, Абдулхака Игебаева, Габдуллы Байбурина, Фаузии Рахимгуловой, Зайнаб Биишевой.

Рост издательского дела в республике был особенно заметен на примере издания художественной и детской литературы. Так, если в 1945—1950 годы издательством было выпущено 145 названий указанной литературы общим тиражом 965 тысяч экземпляров, то в 1964—1968 годы по этому же разделу плана было издано 331 название тиражом 5 миллионов 499 тысяч экземпляров. Таким образом, количество названий выросло более чем в 2 раза, а тираж — почти в 6 раз. Положительным моментом явилось и систематическое издание многотомных собраний сочинений и избранных произведений писателей республики. Так, в 1946—1953 годы был издан четырехтомник Сайфи Кудаша, в 1953—1957 годы — собрание сочинений народного поэта Башкортостана Мажита Гафури в шести томах. В 1958—1964 годы читатели получили трехтомник народного поэта Башкортостана Рашита Нигмати, в 1955—1958 годы — трехтомник одного из старейших писателей республики Сагита Агиша1.

В то же время следует отметить, что литературные процессы, как и вся культурная жизнь общества, находились под неусыпным контролем государственно-партийных органов. В 1946 году ЦК ВКП (б) принял ряд постановлений по вопросам литературы и искусства («О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»), основной целью которых ставилось преодоление «элементов аполитичности, отхода от жизненной правды, допускавшихся в произведениях некоторых советских писателей и деятелей искусства...»2

Башкирский обком ВКП (б) незамедлительно включился в данную развернутую кампанию, издав 2 ноября 1946 г. постановление «Об ошибках в башкирской литературе и недостатках в работе Союза советских писателей Башкирии». Под идеологическим прессом оказались талантливые писатели, такие как Б.Бикбай, М.Бурангулов и др. Им были выдвинуты обвинения в национализме, искажении исторического прошлого башкирского народа, в частности, в романтизации патриархально-феодального строя и т.п.3

В послевоенные годы в республике активно переводились на башкирский язык и издавались произведения мировой литературной классики и современных зарубежных писателей. Всего выпущено более 100 переводных книг, тираж которых составил 930 тысяч экземпляров. В свою очередь, произведения башкирских писателей переводились на русский язык.

Такие профессиональные формы культуры, как национальное изобразительное искусство, театр, профессиональная музыка и хореографическое искусство, играли особую роль в формировании и развитии духовной, эстетической культуры башкирского народа. Являясь достаточно молодыми формами национального искусства и находясь на стадии дальнейшего развития, они способствовали приобщению башкирского этноса как к комплексу городской, урбанистической культуры, так и к некоторым общемировым, классическим канонам культурного наследия.

Послевоенный период развития башкирского театра был достаточно сложным и противоречивым. Начатая в конце 30-х годов «чистка» репертуара, литературного языка, арсенала изобразительных средств с новой силой вспыхнула после войны под лозунгом борьбы с «буржуазным национализмом», «формализмом в искусстве».

Позитивные изменения, начавшиеся в стране с середины 50-х годов, затронули и сферу искусства. Естественно, что и театры республики стремились реализовать право на самостоятельную репертуарную политику и многообразие изобразительно-выразительных средств. В БАДТ изучаются художественные принципы русских режиссеров Г.А.Товстоногова, А.В.Эфроса и других, обращаются к опыту «эпического театра» Б.Брехта и «бедного театра» Е.Гротов­ского, принимают во внимание теорию «реализма без берегов» 60-х годов.10

В 50—60-е годы на сцене Башкирского государственного академического театра драмы большую популярность приобрели постановки пьес «Карлугас» Б.Бикбая, «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Страна Айгуль» М.Карима, «Незваный гость», «Друг мой гармонист» Н.Наджми, «Он вернулся» И.Абдуллина, «Седые волосы моей матери» А.Мирзагитова, «Файзи», «Райса» Н.Асанбаева и другие.

В послевоенные годы дальнейшее развитие получило и изобразительное искусство. На Декаде башкирской литературы и искусства в 1955 году в Москве было представлено более 250 произведений мастеров живописи, графики, скульп­туры, декоративно-прикладного искусства республики. С середины 50-х годов к цеху башкирских художников примкнули и воспитанники Уфимского училища искусства, столичных художественных вузов. В 1957 году их работы были представлены на выставке, посвященной 400-летию присоединения Башкортостана к России. Среди них можно назвать имена Б.Домашникова, А.Лутфуллина, А.Пантелеева, А.Кузнецова, А.Бурзянцева, Р.Нурмухаметова.15 Одной из определяющих тем творчества живописцев являлись жизнь башкирского народа, его история и современность. Произведениям 50—60-х годов были присущи самобытный национальный колорит, идея преемственной связи прошлого и настоящего. Так, большинство героев полотен В.А.Кащеева — жители села, отличающиеся красотой и самобытностью национального характера, внешней колоритностью («Бабай» (1969), «Башкирский кумыс» (1966), «У колыбели» (1968), «Утро», «Семья» (1969) и др.). Большие панорамные картины, выполненные в 50-х — начале 60-х годов в традициях «сурового стиля», являлись программными произведениями художника Б.П.Салмасова («Карьеры. Сибай», «Рудные отвалы» и др.).16 В целом творчество художников этого периода надолго определило лицо башкирской живописи.

В целом развитие культурного уровня башкирского народа представляется достаточно сложным и противоречивым. Несмотря на очевидные позитивные сдвиги, башкирская национальная культура послевоенного периода была в определенной степени подвергнута комплексной деформации. Она постепенно вытеснялась из сфер профессиональной деятельности (кроме национальной филологии, культуры и т.п.), из основных сфер профессионального и значительной части общего образования, из бытового общения. Поскольку среди небашкир­ского населения республики в значительной мере отсутствовали интерес к башкирской культуре, стремление приобщиться к ней и поддержать ее развитие, она оказалась в неблагоприятной окружающей среде.

Степень приобщения башкир к национальной культуре различалась и зависела от многих факторов. Так, очевидные позитивные сдвиги в области образования не покрывались невысоким уровнем полученных знаний. Наука у коренной нации была представлена в основном гуманитарной сферой. Такие формы национальной духовной культуры, как литература, театр, музыкальное, хореографическое и изобразительное искусство активно воздействовали лишь на ограниченную часть башкирского этноса.

Помимо этого, следует отметить, что комплексы «городской» и «сель­ской» башкирской культуры были дифференцированы и имели свою специфику. В послевоенные годы из-за отсутствия или недостаточного развития собственно башкирских городских традиций происходила активная культурно-языковая ассимиляция части городских башкир. В то же время село являлось своеобразным носителем региональной башкирской субкультуры, сохраняя в своей среде язык, фольклорные, этнические элементы местной культуры, традиционной обрядности и т.п.

Негативным явлением стала содержательная деформация башкирской культуры. Происходила подмена внутреннего национально-духовного содержания культуры при сохранении ее внешних форм. Жесткая государственная регламентация всех сторон культурной жизни, ее «советизация» привели к появлению элементов формализма и схематичности в духовной культуре башкирского этноса и способствовали ее девальвации. Это, в свою очередь, отрицательно сказывалось на общем культурном уровне башкирского народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: