Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки

Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретиче­ских основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.

Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность в этом плане не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессиона­лов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере.

Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанась­еву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуника­тивные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные ха­рактеристики.

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладаю­щий определенной логикой и структурой, как исторически сложив­шаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы оста­навливаемся на третьем значении этого понятия.





Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

Теория социально-культурной деятельности является одной из со­ставных частей теории педагогики, общепедагогической системы науч­ных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере раз­вивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информацион­ных технологий и других.

Возникновение и диалектика развития категории «социально-куль­турная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педа­гогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Пред­шествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая ра­бота», (дополнительное образование» на протяжении долгих лет неодно­кратно меняли свое содержание.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечествен­ной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», обще­принятому в советское время для обозначения одного из массовых инст­рументов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана куль­турная революция 20-30-х годов.

По поводу словосочетания культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемле­мость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обу­словлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов со­временной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта

Перемены в содержании и организации современной соци­ально-культурной, досуговой деятельности потребовали переос-

' Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискус­сию)// Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, прак­тика: Межвуз.сб.науч.ст./Ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 21-22.



Раз дел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

мысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответ­ствует качественно иным функциям специалиста современной со­циально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на про­светительство никак не согласуется с существующими ныне реа­лиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребован­ных современной социально-культурной практикой. Жизнь заста­вила искать иные методологические подходы и обоснования соци­ально преобразующей, культуротворческой, социально-педагоги­ческой направленности профессии.

Статус современного специалиста социально-культурной сфе­ры - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рож­дается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реа­лий. Преодоление негативных последствий административно-ко­мандной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятсльностного на­чала, необходимых этому специалисту в современной экономиче­ской ситуации.

Со временем эта специальность подверглась последователь­ной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, ме­неджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим осно­ванием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направлен­ная на создание условий для наиболее полного развития, самоут­верждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, обра­зования, искусства, досуга, спорта.

В значительной мере обогатилось содержание этой деятельно­сти и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общно­стей

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключа­ются в направленности непосредственно на активное функциони­рование личности в конкретной социальной среде, на формирова-





ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ние ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адек­ватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования эле­ментарных процессов и линию социально-культурного (подчерк­нуто нами ~ Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрос­лого поведения1.

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого позна­ния социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.

Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной по­требности общества в постижении и освоении культуры с помощью ин­тегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским со­циологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к куль­туре с помощью интегрального термина «социально-культурная дея­тельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р.Дюмазедье не смог или не захотел пой­ти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоут­верждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы М.С.Кагана, А.Моля, М.Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).

Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях пред­принял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массо­вую работу в социально-культурной области» (выделено нами -Авт.) ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с



Р аздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандар­тизации статистики государственного финансирования деятельно­сти в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года).

Авторов конференции не устраивало такое искусственное су­жение зон влияния социально-культурной сферы. Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества, они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее су­ти, функций, принципов и содержания.

Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-к)'льтурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движе­нием за права человека, с осознанием многими людьми и в целом наро­дами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребно­сти во внутренней свободе и внешних возможностях творческого само­выражения и самореализации.

В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная спе­циальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.

Благодаря разработанной учеными университета концепции о необ­ходимости распространения понятия «социально-культурная деятель­ность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объедине­ния множества ложившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подго­товке кадров было положено начало теоретико-методологическому обос­нованию нового направления в педагогической и культурологической науках.

Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего по­явления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терми­нов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятель­ность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с



1 Выготский Л.В. Психология // Орудие и знак в развитии ребенка. - С. 828-891. 46



Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педаго­гика».

Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - воз­можность конструктивного использования в этом опыте синтеза культу­рологических данных из различных областей современной науки Опира­ясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культуро­логия и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приори­тетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализа­ция», «культура», «общество» для того научно-образовательного про­странства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая спе­циальность - «Социально-культурная деятельность» (((Социальная ра­бота». -1993.-№2.-С. 40-41).

В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы на­чался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминоло­гии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просвети­тельная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика сво­бодного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.

Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный оби­ход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздо-кова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины ((культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспи­тательная деятельность», ((педагогика свободного времени», ((педагогика досуга», ((организация досуга», ((прикладная культурология».

Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин (скультурно-досуговая деятельность», как и ((педагогика досуга», ((культуроло­гия досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся лю­бительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд, термин ((культурно-досуговая


Разд ел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятель­ности, которое является предметом целого ряда сфер традицион­ной и современной общественной социально-культурной практики.

По мнению авторов, термин «культурно-досуговая деятельность» правомерно рассматривать как обозначение ((досуговой» части общей «социально-культурной деятельности»

Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, пред­ставляет собой огромный педагогический в своей основе профессио­нальный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного до-сутана такие трудоёмкие социальные сферы, как профессиональная сис­тема образования и последующая карьера специалистов, профессиональ­ное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и со­циально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профес­сиональный, обмен и сотрудничество.

В программе-конспекте учебного курса ((Социально-культурная дея­тельность» предлагается еще одно, выдержанное в строго научно-образо­вательном контексте, определение социально-культурной деятельности как самостоятельного фундаментального научного и образовательного направления в российском информационном пространстве, как родовой основы семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля»'.

Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим ха­рактеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого историко-культурного, педагогически направленного и социально значи­мого явления в истории человеческих цивилизаций. Именно поэтому бо­лее оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развития каждого члена обще­ства.

Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Про-грамма-коншект учебного курса. - М: МГУКИ, 2001. - С. 40.





Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологи­ческого опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоя­тельных педагогических дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: