Начало XIX в. отмечено деятельностью любительских театров.
Среди выдающихся постановок были "Наталка-Полтавка" и "Москаль-
волшебник" И. Котляревского (был режиссером Полтавского театра),
пьеса Т. Шевченко "Назар Стодоля", опера С. Гулака-Артемовского
"Запорожец за Дунаем". В 1880-1890-х гг возникают профессиональные
театры. Особенно известной была труппа М. Старицкого и М.
Кропивницкого, которая имела успех в Украине и на юге России.
Создателем социальной драмы стал И. Карпенко-Карый ("Бродяга",
"Несчастная", "Сто тысяч", "Хозяин").
В первой половине XIX в. появляются первые нотные сборники на-
родных песен, изданные М. Максимовичем, М. Маркевичем, В. Залес-
ским. Среди народных песен наиболее популярными были земледель-
ческие песни, колядки, веснянки, колыбельные и свадебные. Популяризи-
ровали народные песни кобзари (О. Вересай и др.). Распространение
получили семейное и молодежное развлекательное пение.
Традиционными в городах были литературно-музыкальные вечера.
|
|
Центрами музыкальной культуры были духовные заведения,
гимназии, университеты, где изучалась нотная грамота и теория музыки.
Складывается профессиональная музыкальная культура. С. Гулак-
Артемовский создает оперу "Запорожец за Дунаем". Жемчужиной
вокальной классики стали "Вечерницы" П. Нищинского. Эпоху в
музыкальной жизни составляет творчество М.В. Лысенко – композитора,
пианиста-виртуоза, дирижера, который в 1870-90-х гг. создает оперы
"Наталка Полтавка", "Рождественская ночь", "Утопленница", "Тарас
Бульба", др. На рубеже XIX-XX вв. появляется плеяда талантливых
композиторов Я. Степной, К. Стеценко, М. Леонтович, С. Людкевич.
Если в литературе и театре сам язык определял национальный
образ, то в изобразительном искусстве, архитектуре, скульптуре
выработка национальных форм была сложнее. В целом в живописи
начала XIX в. преобладал романтизм. Среди выдающихся художников
начала и середины XIX в. следует назвать В. Штернберга (которого
привлекали сцены переправы на пароме через Днепр, ярмарки, свадьбы),
Т. Шевченко (одним из первых изображал жизнь и быт крестьянства, его
талант достиг академических высот и в художественной графике; в 1860
г. ему было присвоено звание академика гравюры Петербургской
академии искусств), великого мариниста И. Айвазовского.
В 1860-х гг. утверждается реализм. Создаются Общество
передвижных художественных выставок (идейный руководитель – И.
Крамской), Общество южнорусских художников, Киевское и Харьковское
общества художественных выставок и др.). Возникают музеи
|
|
изобразительного искусства. Искусство превращается в
непосредственной двигатель общественного развития.
Популярным у передвижников был жанр пейзажа. Среди пейза-
жистов выделяются В. Орловский, С. Светославский, П. Левченко и С.
Васильковский. Родом из-под Чугуева был выдающийся художник И. Ре-
пин. В имении Качановка меценатов Тарновских он создал этюды к зна-
менитой картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Масте-
ром психологического портрета был А. Мурашко ("Портрет художника
Николая Петрова", "Девушка в красном шляпе", "Парижанки возле кафе"
и др.) Его приглашали на выставки в Берлине, Вене, Париже, Амстер-
даме, Мюнхене, Венеции. Мастером бытового жанра был М. Пимоненко.
В архитектуре и скульптуре на смену барокко пришел классицизм,
суть которого заключалась в соблюдении строгих правил
воспроизведения действительности, и ампир – стиль позднего
классицизма. Талант народа воплотился в дворцово-парковых ансамблях
Разумовского в Батурине, Галагана на Черниговщине. Переход к
классицизму отразился и на планировании городов, где выделяется
административный центр с площадью, на которой размещались
помпезные правительственные здания, кварталы были прямоугольными,
а композиции ансамблей носили открытый характер.
Застраиваются новые – Мариуполь, Александровск (Запорожье),
Екатеринослав (Днепропетровск), Николаев, Одесса (в Одессе в 1809 г. был
сооружен самый красивый в империи Оперный театр) – и реконструируются
старые города. В Киеве были сооружены памятник Магдебургскому праву,
ансамбль Контрактовой площади, здание университета и др.
Во второй половине XIX в. стилевое единство классицизма
разрушается. Появляются новые материалы и заказчики. На смену
ампиру приходит эклектика. Распространился венский ренессанс – стиль
эпохи Возрождения, воспринявший элементы греко-римской архитектуры
с большим количеством рельефных украшений. В киевских фасадах тех
времен видим ренессанс, романский стиль, "кирпичный стиль" (главное
украшение – нештукатуреная Кирпичная кладка), готику. Поиск
разнообразия вызвал интерес и к византийско-русским традициям,
которые наблюдаются в строении Владимирского собора. В начале XX в.
утверждаются идеи модернизма, связанные с использованием новых
материалов и художественных форм (вокзалы Львова, Жмеринки и
Харькова). Примером модерна является "дом с химерами" на ул.
Банковой в Киеве, который принадлежал архитектору Городецкому.
На рубеже ХIХ-ХХ вв. происходит событие, означавшее настоящую
революцию. Технические открытия открыли путь кинематографу.
Киноискусство отражало ритм жизни, который значительно ускорился. В
городах Украины открываются киносалоны, начинают сниматься фильмы.