Становление национального искусства

Начало XIX в. отмечено деятельностью любительских театров.

Среди выдающихся постановок были "Наталка-Полтавка" и "Москаль-

волшебник" И. Котляревского (был режиссером Полтавского театра),

пьеса Т. Шевченко "Назар Стодоля", опера С. Гулака-Артемовского

"Запорожец за Дунаем". В 1880-1890-х гг возникают профессиональные

театры. Особенно известной была труппа М. Старицкого и М.

Кропивницкого, которая имела успех в Украине и на юге России.

Создателем социальной драмы стал И. Карпенко-Карый ("Бродяга",

"Несчастная", "Сто тысяч", "Хозяин").

В первой половине XIX в. появляются первые нотные сборники на-

родных песен, изданные М. Максимовичем, М. Маркевичем, В. Залес-

ским. Среди народных песен наиболее популярными были земледель-

ческие песни, колядки, веснянки, колыбельные и свадебные. Популяризи-

ровали народные песни кобзари (О. Вересай и др.). Распространение

получили семейное и молодежное развлекательное пение.

Традиционными в городах были литературно-музыкальные вечера.

Центрами музыкальной культуры были духовные заведения,

гимназии, университеты, где изучалась нотная грамота и теория музыки.

Складывается профессиональная музыкальная культура. С. Гулак-

Артемовский создает оперу "Запорожец за Дунаем". Жемчужиной

вокальной классики стали "Вечерницы" П. Нищинского. Эпоху в

музыкальной жизни составляет творчество М.В. Лысенко – композитора,

пианиста-виртуоза, дирижера, который в 1870-90-х гг. создает оперы

"Наталка Полтавка", "Рождественская ночь", "Утопленница", "Тарас

Бульба", др. На рубеже XIX-XX вв. появляется плеяда талантливых

композиторов Я. Степной, К. Стеценко, М. Леонтович, С. Людкевич.

Если в литературе и театре сам язык определял национальный

образ, то в изобразительном искусстве, архитектуре, скульптуре

выработка национальных форм была сложнее. В целом в живописи

начала XIX в. преобладал романтизм. Среди выдающихся художников

начала и середины XIX в. следует назвать В. Штернберга (которого

привлекали сцены переправы на пароме через Днепр, ярмарки, свадьбы),

Т. Шевченко (одним из первых изображал жизнь и быт крестьянства, его

талант достиг академических высот и в художественной графике; в 1860

г. ему было присвоено звание академика гравюры Петербургской

академии искусств), великого мариниста И. Айвазовского.

В 1860-х гг. утверждается реализм. Создаются Общество

передвижных художественных выставок (идейный руководитель – И.

Крамской), Общество южнорусских художников, Киевское и Харьковское

общества художественных выставок и др.). Возникают музеи

изобразительного искусства. Искусство превращается в

непосредственной двигатель общественного развития.

Популярным у передвижников был жанр пейзажа. Среди пейза-

жистов выделяются В. Орловский, С. Светославский, П. Левченко и С.

Васильковский. Родом из-под Чугуева был выдающийся художник И. Ре-

пин. В имении Качановка меценатов Тарновских он создал этюды к зна-

менитой картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Масте-

ром психологического портрета был А. Мурашко ("Портрет художника

Николая Петрова", "Девушка в красном шляпе", "Парижанки возле кафе"

и др.) Его приглашали на выставки в Берлине, Вене, Париже, Амстер-

даме, Мюнхене, Венеции. Мастером бытового жанра был М. Пимоненко.

В архитектуре и скульптуре на смену барокко пришел классицизм,

суть которого заключалась в соблюдении строгих правил

воспроизведения действительности, и ампир – стиль позднего

классицизма. Талант народа воплотился в дворцово-парковых ансамблях

Разумовского в Батурине, Галагана на Черниговщине. Переход к

классицизму отразился и на планировании городов, где выделяется

административный центр с площадью, на которой размещались

помпезные правительственные здания, кварталы были прямоугольными,

а композиции ансамблей носили открытый характер.

Застраиваются новые – Мариуполь, Александровск (Запорожье),

Екатеринослав (Днепропетровск), Николаев, Одесса (в Одессе в 1809 г. был

сооружен самый красивый в империи Оперный театр) – и реконструируются

старые города. В Киеве были сооружены памятник Магдебургскому праву,

ансамбль Контрактовой площади, здание университета и др.

Во второй половине XIX в. стилевое единство классицизма

разрушается. Появляются новые материалы и заказчики. На смену

ампиру приходит эклектика. Распространился венский ренессанс – стиль

эпохи Возрождения, воспринявший элементы греко-римской архитектуры

с большим количеством рельефных украшений. В киевских фасадах тех

времен видим ренессанс, романский стиль, "кирпичный стиль" (главное

украшение – нештукатуреная Кирпичная кладка), готику. Поиск

разнообразия вызвал интерес и к византийско-русским традициям,

которые наблюдаются в строении Владимирского собора. В начале XX в.

утверждаются идеи модернизма, связанные с использованием новых

материалов и художественных форм (вокзалы Львова, Жмеринки и

Харькова). Примером модерна является "дом с химерами" на ул.

Банковой в Киеве, который принадлежал архитектору Городецкому.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. происходит событие, означавшее настоящую

революцию. Технические открытия открыли путь кинематографу.

Киноискусство отражало ритм жизни, который значительно ускорился. В

городах Украины открываются киносалоны, начинают сниматься фильмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: