Тема 1. Введение в дисциплину «Социология»

Вопросы:

1. Объект, предмет и научный статус социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Основные функции и методология социологии.

1 Объект, предмет и научный статус социологии

Социология (лат. societas – общество и греч. logos – учение) – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем и подсистем. Термин «социология» впервые введен французским мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857). Объектом социологии, как и других общественных наук, является общество в целом, но у каждой из общественных наук свой специфический предмет. Определение предмета социологии строится на раскрытии смысла понятия «социальное». Социальное в широком смысле означает связи, взаимозависимость между экономическими, политическими, правовыми и т.д. явлениями и процессами. Социальное в узком смысле означает те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены стремлением принадлежать к общности, стремлением к солидарности друг с другом. Таким образом, предмет современной социологии определяется как социальная обусловленность любых явлений.

Социолог наблюдает за поведением людей, данные наблюдения дают научный материал (естественнонаучный подход), позволяющий ему исследовать социальную структуру, социальные институты, социальные изменения и т.д. Одним из основных компонентов является деятельность людей, которая представляет специфический, универсальный объект, т.к. может изменяться. Поэтому социология не может сформулировать универсальные, постоянно действующие законы. При исследовании основным социологическим способом научного объяснения является понимание мотивов и смыслов (подход гуманитарных наук).

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук. Социальная философия ориентирована на установление закономерностей развития человеческого общества вообще, тогда как социология на основании знания этих закономерностей осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества. В функциональной структуре социологии выделяется экономическая социология, которая рассматривает экономическую сферу жизнедеятельности общества. Также существуют точки соприкосновения объекта и предметной области социологии с правом, политологией, историей, этикой, эстетикой, экологией, медициной, социальной психологией. Социологи интересуются результатами исследований антропологов, этнологов, этнографов, историков культуры.

2 Структура социологического знания Структура современной социологии (т.е. сочетание и соотношение в ней различных компонентов) определяется в основном следующими видами:

· Макро- и микросоциологию. Макросоциология – это теории фундаментального, общесоциологического уровня. Микросоциология – это теории микроуровня.

· Общая социология – ее предметом являются универсальные формы социальной обусловленности явлений. Отраслевая социология (политическая, экономическая социология, социология молодежи, семьи, образования, религии, культуры, спорта, медицины и т.д.) развивается на основе выделения из общего ряда социальных явлений отдельных явлений и процессов в качестве особенного предмета, требующего специального исследования.

· Теоретическую и эмпирическую социологию. Теоретическая социология - в ней вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, и отрабатывается методологическая основа социологического познания. Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений академического характера.

3 Основные функции и методология социологии Значение социологии определяется ее функциями, которыми являются:

– познавательная (гносеологическая) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества в целом или отдельных его подсистем;

– прогностическая – связана с выработкой научно обоснованных прогнозов социальных изменений в рамках тех или иных социальных структур;

– организационно-управленческая – связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и социальных технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом);

– воспитательно-идеологическая – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера. В социологии применяются общефилософские методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация. Широкое использование в социологии находят методы системного и комплексного подхода к изучаемым объектам. На рубеже XX – XXI столетий в социологии все чаще используется общенаучный метод моделирования, который представляет собой исследование явлений и процессов путем построения и изучения их моделей, метод типологизации, т.е. вычленение из определенной совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия. Наиболее широко используется метод структурно-функционального анализа, компаративный (сравнительный) метод. На уровне прикладной социологии наряду с названными методами используются специфические методы эмпирического исследования: наблюдение; анализ документов; выборочный метод; метод опроса; социальный эксперимент; анализ и обобщение социологической информации.

Все охарактеризованные методы применяются во взаимодействии друг с другом, а их совокупность составляет систему методологии социологического исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: