Единство материи и движения

Материя и движение неразрывно связа­ны. Нет материи без движения, как нет и движения без материи. При этом однако следует учитывать, что движение принадлежит ма­терии, является ее способом существования, свойством материи. По­нятия материи и движения в этом смысле далеко не равноправны.

Неразрывная связь материи и движения доказывается всем ма­териалом общественных, естественных и технических наук.

Человеческое общество связано с непрерывным процессом социальной жизни — материальным производством, познанием, духовной жизнью вообще. Мысленно «вычтя» движение из социальной жизни, мы утратим социальную форму материи как таковую, поскольку человек и общество могут существовать только в непрерывном процессе социальной жизни. Точно так же невозможно представить биологическую жизнь вне ассимиляции и диссимиляции, роста и развития, возбудимости и сократимости, приспособления к среде и т. д.. Остано­вить жизненный процесс — значит разрушить живое, обнажить его химический фундамент, который в свою очередь заключает в себе непрерывный процесс хи­мических взаимодействий, остановка которых приводит к разрушению химизма до его физического фундамента. Аналогично этому физическая форма материи не существует вне соответствующего способа изменения.

Взаимосвязь материи и движения можно рассмотреть и с дру­гой стороны. Движение существует только как изменение чего-либо, некоторого субстрата. Само понятие движения теряет смысл, если его оторвать от понятия движущегося тела, ибо это понятие было получе­но на основе чувственного восприятия и осмысления движущихся тел.

Одним из случаев движения является движение мысли. Отрыв движения от материи означает в этом весьма важном для понимания сущности мира и человека “случае” отрыв мысли от материального мозга и материального мира вообще. “...Оторвать движение от материи, — писал Ленин, — равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира”.

Как мы уже отмечали, научная абстракция материи имеет слож­ный характер, поэтому односторонний, плоский подход к действитель­ности нередко приводит к тому, что материю растворяют в движении. Тот факт, что материю нельзя представить вне движения, “в чистом виде”, используется как предлог для сведения материи к движению.

Попытка оторвать движение от материи была предпринята в начале XX в. крупным физиком и химиком В. Оствальдом, стоявшем в философии на пози­циях махизма. Исходя из логики “третьей линии”, Оствальд полагал, что проти­воположность материализма и идеализма может быть преодолена, если понятия материи и духа заменить третьим, будто бы нейтральным”, понятием энергии. Ленин показал, что “энергетизм” Оствальда дает чисто словесное решение про­блемы. Заменяя материю и дух понятием энергии, Оствальд попросту изменял терминологию, не отменяя по существу вопроса о материи и движении. Вопрос о том, материально ли движение, он фактически заменял вопросом материальна ли энергия. Ленин отмечал, что в своих естественнонаучных трудах Оствальд фактически рассматривал энергию как существенную объективно, вне сознания.

С появлением известного соотношения массы и энергии Е=тс2, сформулированного Эйнштейном в 1905 г., энергетизм пытался дока­зать, что оно свидетельствует о превращении материи в энергию. Од­нако действительный физический и философский смысл формулы массы и энергии не имел ничего общего с такой интерпретацией. Фор­мула Эйнштейна фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству — массе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: