Тема 1: Основы теории спроса и предложения

СПРОС (D) желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

ОБЪЕМ (ВЕЛИЧИНА) СПРОСА (QD) на товар или услугу – это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

ЦЕНА СПРОСА МАКСИМАЛЬНАЯ цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

ЗАКОН СПРОСА: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сократится, если цена на товар повышается. Исключения составляют:

1. товары Гиффена: рост цен на товары первой необходимости может вызвать не сокращение величины спроса на них, а увеличение, т.к. люди скорее откажутся от других покупок, а все сэкономленные деньги потратят на приобретение жизненно важных товаров.

2. товары Веблена это предметы роскоши, спрос на которые возрастает с ростом цен, т.к. покупаются эти товары, чтобы подчеркнуть высокое общественное положение и успех в делах.

3. эффект дохода при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта не отказывая себе в приобретении каких-либо других товаров. Следовательно, его доход увеличивается.

4. эффект замещения при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь становятся относительно более дорогими. Потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми.

ШКАЛА СПРОСА – таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени. Объём спроса находим подставляя цены поочередно в функцию спроса, например, Qd = 45 – 2 х 5 =35

Таблица 1. Шкала спроса

Р–цена QD – объём спроса
   
   
   
   

ЗАДАНИЕ СПРОСА ФУНКЦИЕЙ: Qd = …. (P), Qd = a – bP

например, Qd = 45

ГРАФИК СПРОСА строим по точкам из шкалы спроса (см. таблицу 1). В нашем примере четыре точки (Р = 5, Q = 35; Р = 10, Q = 25; Р = 15, Q = 15;

Р = 20, Q = 5).

Рис 1. График спроса

ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА – результат изменения цен, выражается изменением объема покупок в результате изменения цены (графически – перемещение точки объема спроса вдоль кривой).

Изменение самого спроса означает, что по каждой из цен товаров продается больше или меньше товаров по одной и той же цене (смещение кривой влево или вправо).

ПРЕДЛОЖЕНИ Е – это готовность производителей продать определенное количество этого товара по определенной цене за определенный период времени.

ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот).

Предложение можно задать:

1. Шкалой.

2. Графиком.

3. Функцией.

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Qs = a + bP,

например, Qs = 5 + 2P

ШКАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в определенный период времени.

Объём предложения находим подставляя цены поочерёдно в функцию предложения (Qs = 5 + 2P).

Таблица 2

Шкала предложения

Р–цена QS – объём предложения
  Qs = 5 + 2 х 5 = 15
   
   
   

ГРАФИК ПРЕДЛОЖЕНИЯ строим по точкам из шкалы предложения (рис. 2). В нашем примере четыре точки (Р = 5, Q = 15; Р = 10, Q = 25; Р = 15, Q = 35; Р = 20, Q = 45).

Рис 2. График предложения

ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – товара продается больше или меньше, в зависимости от уровня рыночной цены; графически – перемещение точки объема продаж вдоль (по) одной и той же кривой предложения.

ИЗМЕНЕНИЕ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ графически отображается смещением кривой предложения: вправо при увеличении предложения, влево при уменьшении предложения.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

QD = Qs = Qe равновесный объём

PD = Ps = Pe равновесная цена

Рис 3. График рыночного равновесия

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА (растяжимость) – показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – показывает, насколько изменится объём спроса при изменении цены на товар.

Товар может быть эластичного спроса, неэластичного или спроса единичной эластичности. Для определения типа эластичности используем два показателя:

1. Коэффициент эластичности.

2. Общая выручка продавца.

КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (ED) – показывает относительное изменение объёма спроса при относительном изменении цены. Для расчёта используем формулу:

ED = Q2 – Q1 х P1 + P2  
P2 – P1 Q1 + Q2

где Р1 – первоначальная цена на товар,

Р2 – новая цена,

Q1 – первоначальный объём спроса

Q2 – новый объём спроса.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%.

Существует три типа эластичности спроса:

1. Если коэффициент эластичности | ED| < 1%, товары неэластичного спроса: объём спроса изменяется в меньшей степени чем цена.

2. Если |ED| > 1%, то товары эластичного спроса: объём спроса изменяется в большей степени чем цена.

3. Если |ED| = 1%, то товары спроса единичной эластичности: объём спроса изменяется так же на 1% как и цена.

ТОВАРЫ С ЭЛАСТИЧНЫМ СПРОСОМ ПО ЦЕНЕ:

· предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);

· товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);

· легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).

ТОВАРЫ С НЕЭЛАСТИЧНЫМ СПРОСОМ ПО ЦЕНЕ:

· предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);

· товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);

· трудно заменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: