СПРОС (D) – желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
ОБЪЕМ (ВЕЛИЧИНА) СПРОСА (QD) на товар или услугу – это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
ЦЕНА СПРОСА – МАКСИМАЛЬНАЯ цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.
ЗАКОН СПРОСА: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сократится, если цена на товар повышается. Исключения составляют:
1. товары Гиффена: рост цен на товары первой необходимости может вызвать не сокращение величины спроса на них, а увеличение, т.к. люди скорее откажутся от других покупок, а все сэкономленные деньги потратят на приобретение жизненно важных товаров.
2. товары Веблена – это предметы роскоши, спрос на которые возрастает с ростом цен, т.к. покупаются эти товары, чтобы подчеркнуть высокое общественное положение и успех в делах.
|
|
3. эффект дохода – при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта не отказывая себе в приобретении каких-либо других товаров. Следовательно, его доход увеличивается.
4. эффект замещения – при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь становятся относительно более дорогими. Потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми.
ШКАЛА СПРОСА – таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени. Объём спроса находим подставляя цены поочередно в функцию спроса, например, Qd = 45 – 2 х 5 =35
Таблица 1. Шкала спроса
Р–цена | QD – объём спроса |
ЗАДАНИЕ СПРОСА ФУНКЦИЕЙ: Qd = …. (P), Qd = a – bP
например, Qd = 45 – 2Р
ГРАФИК СПРОСА строим по точкам из шкалы спроса (см. таблицу 1). В нашем примере четыре точки (Р = 5, Q = 35; Р = 10, Q = 25; Р = 15, Q = 15;
Р = 20, Q = 5).
Рис 1. График спроса
ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА – результат изменения цен, выражается изменением объема покупок в результате изменения цены (графически – перемещение точки объема спроса вдоль кривой).
Изменение самого спроса означает, что по каждой из цен товаров продается больше или меньше товаров по одной и той же цене (смещение кривой влево или вправо).
ПРЕДЛОЖЕНИ Е – это готовность производителей продать определенное количество этого товара по определенной цене за определенный период времени.
|
|
ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот).
Предложение можно задать:
1. Шкалой.
2. Графиком.
3. Функцией.
ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Qs = a + bP,
например, Qs = 5 + 2P
ШКАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в определенный период времени.
Объём предложения находим подставляя цены поочерёдно в функцию предложения (Qs = 5 + 2P).
Таблица 2
Шкала предложения
Р–цена | QS – объём предложения |
Qs = 5 + 2 х 5 = 15 | |
ГРАФИК ПРЕДЛОЖЕНИЯ строим по точкам из шкалы предложения (рис. 2). В нашем примере четыре точки (Р = 5, Q = 15; Р = 10, Q = 25; Р = 15, Q = 35; Р = 20, Q = 45).
Рис 2. График предложения
ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – товара продается больше или меньше, в зависимости от уровня рыночной цены; графически – перемещение точки объема продаж вдоль (по) одной и той же кривой предложения.
ИЗМЕНЕНИЕ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ графически отображается смещением кривой предложения: вправо при увеличении предложения, влево при уменьшении предложения.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
QD = Qs = Qe – равновесный объём
PD = Ps = Pe – равновесная цена
Рис 3. График рыночного равновесия
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА (растяжимость) – показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – показывает, насколько изменится объём спроса при изменении цены на товар.
Товар может быть эластичного спроса, неэластичного или спроса единичной эластичности. Для определения типа эластичности используем два показателя:
1. Коэффициент эластичности.
2. Общая выручка продавца.
КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (ED) – показывает относительное изменение объёма спроса при относительном изменении цены. Для расчёта используем формулу:
ED = | Q2 – Q1 | х | P1 + P2 | |
P2 – P1 | Q1 + Q2 |
где Р1 – первоначальная цена на товар,
Р2 – новая цена,
Q1 – первоначальный объём спроса
Q2 – новый объём спроса.
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%.
Существует три типа эластичности спроса:
1. Если коэффициент эластичности | ED| < 1%, товары неэластичного спроса: объём спроса изменяется в меньшей степени чем цена.
2. Если |ED| > 1%, то товары эластичного спроса: объём спроса изменяется в большей степени чем цена.
3. Если |ED| = 1%, то товары спроса единичной эластичности: объём спроса изменяется так же на 1% как и цена.
ТОВАРЫ С ЭЛАСТИЧНЫМ СПРОСОМ ПО ЦЕНЕ:
· предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
· товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);
· легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).
ТОВАРЫ С НЕЭЛАСТИЧНЫМ СПРОСОМ ПО ЦЕНЕ:
· предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);
· товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);
· трудно заменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).