Тема 2: Теория потребительского поведения

ПОТРЕБЛЕНИЕ — использование благ в целях удовлетворения потребностей.

ПОЛЕЗНОСТЬ (U – utility) — получение удовлетворения потребностей людей от потребления товаров и услуг.

Спрос на рынке формируется потребителем. Объяснение поведения потребителя в экономической теории основывается на фундаментальной предпосылке о том, что люди имеют склонность выбирать те товары и услуги, которые они оценивают наиболее высоко (концепция полезности).

МАКСИМИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ — потребительский выбор при ограниченных доходе и ценах набора благ и услуг, который максимально удовлетворял бы потребности.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU) — полезность всех составных частей блага, которое получают люди от потребления товаров и услуг.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (MUmarginal utility) —дополнительная полезность, которая извлекается за счет потребления каждой дополнительной единицы блага или услуги.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ — по мере увеличения потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы блага снижается. Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

ЭФФЕКТОМ ДОХОДА – связан с понятиями

номинальный доход (доход, получаемый в денежной форме) и реальный доход (количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход).

реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

эффектом замещения — изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Следовательно, в соответствии с Законом убывающей предельной полезности, каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.

РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ– ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Варианты равновесия: – количественный (кардиналистическая теория) — полезность каждого блага оценивается в абстрактных единицах. Максимизируя получаемую совокупную полезность рациональный покупатель распределяет свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей (Mu) потребляемых им товаров в расчете на цену (P) этих товаров были бы равны: Mua /Pa = Mun / Pn – порядковый (ординалистическая теория) потребитель делает набор благ по степени их предпочтения.

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ— кривая, отражающая различные наборы двух благ, обладающих равной суммарной полезностью для потребителя.

Рис. 4. Кривая безразличия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: