Правила ясности, точности речи

1. 0 точности высказывания должен заботиться говорящий. Ясность мысли оценивается слушателями.

2. Слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выражаемому понятию.

3. Следует избегать книжных, мудреных, канцелярских слов, делающих речь запутанной и сумбурной.

4. Псевдонаучный стиль изложения является причиной неуместного комизма речи.

5. Необходимо точно следовать кормам связи слов в фразе. Возможность по-разному объединять слова в словосочетания порождает двусмысленность.

Формами речевого общения являются:

· монолог;

· диалог.

Монолог представляет собой высказывания без ориентации на собеседника. При монологическом общении может теряться до 80% объема исходной информации.

Наиболее эффективной формой общения является диалог. В его основе лежит умение задавать вопросы.

Наиболее эффективны для ведения диалога открытые вопросы, например:

Каково Ваше мнение?

Почему?

Каким образом..,?

Что Вы думаете по повод у…?

Закрытые вопросы предполагают ответы «да» или «нет», они закрывают диалог. Они могут использоваться не для получения информации, а для подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией. Например: «Вы сдали отчет за первый квартал?».

Для обеспечения непрерывности диалога используются зеркальные вопросы. Такой вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником для того, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны:

­ Я не подпишу этот контракт ни при каких условиях!

­ Ни при каких?

или

­ Сейчас я не имею возможности.

­ Не имеете возможности?

Такие зеркальные вопросы придают диалогу новый смысл. Они более эффективны, чем банальное «Почему?», которое часто вызывает защитные реакции, отговорки и может привести к конфликту.

Умение говорить является важной составляющей частью авторитета менеджера. Впечатление о руководителе в значительной степени складывается по тому, насколько его речь проста и доходчива, выразительна и эмоциональна. Эти требования относятся, разумеется, не только к речи менеджера, но и каждого из нас.

Успешность делового общения зависит не только от умения говорить, но и от важнейшего умения слушать собеседника. Плутарх изрек интересную мысль: «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Еще приведем слова Л.Н. Толстого: «Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать».

На Западе есть для менеджеров специальные курсы по эффективному слушанию.

Слушание — это не просто молчание в то время, когда говорит партнер по общению. Слушание — процесс сложный, он требует больших психологических усилий, определенных навыков. Важно слушать активно, что означает:

1) сконцентрироваться на собеседнике (обращать внимание на его состояние, жесты и другие невербальные компоненты общения);

2) в процессе слушания выделять главную информацию;

3) задавать уточняющие вопросы типа «Так ли я понял...?», «Что Вы имеете в виду...?», «Пожалуйста, уточним это» и т.д.;

4) в процессе слушания не давать оценку услышанному;

5) не давать советов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: