Истинная мусульманка строго соблюдает обязанность правоверной - следовать добру и избегать зла. Этот принцип гласит: «Повеление одобряемого и запрещение осуждаемого». Следуя ему, мусульманка должна побуждать к одобряемому и удержать от порицаемого. Она осознает истинность и правильность пути, указываемого ее вероучением, и всегда произносит сказанное Всевышним:
«Верующие мужчины и женщины - друзья друг другу. Они внушают друг другу одобряемое и удерживают друг друга от порицаемого, совершают молитву, дают очистительную милостыню, повинуются Аллаху и Его посланнику. К ним Аллах будет милостив. Поистине, Аллах силен». (9; 71)
Это было ниспослано пятнадцать веков тому назад! И сегодня мусульманская женщина является носительницей общественной мысли самого высокого уровня, живет в условиях общественного обустройства самого высокого образца, которое знала женщина на протяжении истории.
Ислам установил и закрепил в полной мере статус и достоинство женщины как личности, ее правоспособность и самостоятельность, уровняв ее с мужчиной в правах во всем, что касается владения собственностью, продажи и купли, вступления в брак. Этого не было ни у какой другой общины. Там женщина принадлежала, как вещь, мужчине, находилась под его опекой и под его началом.
|
|
Сказанное Всевышним «Верующие мужчины и женщины - друзья друг другу...» означает, что женщина поднята до уровня взаимной дружбы, взаимного покровительства и взаимного доверия с мужчиной, совместного равноправного участия в побуждении сделать одобряемое и удерживании от порицаемого, одинаковой ответственности, в порученном им обоим обустройстве земли и в поклонении на ней Всевышнему.
Таким образом, ислам спас женщину от абсолютной зависимости от мужчин. Поднял женщину до нормального уровня человеческого достоинства, до того уровня, который был типичным для мужчины.
Обязав женщину действовать так, чтобы она побуждала к одобряемому и удерживала от порицаемого, ислам возвел ее на пьедестал высокого общественного положения: впервые в истории женщина стала распорядительницей и повелительницей, что было неведомо в немусульманских странах.
Ислам объявил, что мужчина и женщина в одинаковой степени достойны проявлять поклонение перед Аллахом и заслуживать Его милость и благоволение. Об этом говорится много раз в Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.
Благодаря многогранности личности мусульманки наша история богата примерами женщин, поистине возвышенных в своих высказываниях, делах, занимаемых ими позициях, смелых, открыто говорящих правду. Они осознают свою ответственность перед Аллахом, за то, чтобы говорить о правде громко, во всеуслышание, чтобы Аллах ни в чем их не упрекнул.
|
|
Можно привести еще один пример, показывающий сильные черты личности мусульманской женщины, ее зрелость, свободу в высказывании критики, выражении своего мнения. Женщина слушала повелителя верующих Омара ибн аль-Хаттаба, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение. Он говорил о недопущении чрезмерности махра (подарок невесте) и призывал ограничить определенной суммой. Эта женщина громко возразила: «Это не твое дело, о Омар!» Халиф спросил: «Почему?» Она ответила: «А потому, что Всевышний сказал:
«Если вы захотите заменить одну супругу другой и первой из них дали несметное имущество, то не берите его обратно. Неужели возьмете его к своему посрамлению, делая очевидное беззаконие?» (4; 20).
И Омар, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение, сказал: «Она права».
Повелитель мусульман Омар ибн аль-Хаттаб выслушал эту женщину? Он признал, что она права, а он не прав. Можем смело сказать, она зафиксировала первый прецедент в истории -критику главы государства. Заметьте при том, какого главу и какого государства! Ведь речь идет о праведном халифе правоверных. Это был один из самых крупных правителей своего времени, человек сильный, весьма важный и почитаемый, сокрушивший персов и византийцев. Эта женщина не осмелилась бы возражать и критиковать, если бы не имела такой уровень сознания и познаний в вопросах вероучения, которое гарантировало ей право на высказывание своего мнения, на побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого.