Правильно выбирает мужа

Ислам оказал женщине большой почет тем, что дал ей пра­во самой выбирать себе мужа. Родители не могут принудить ее выйти замуж за человека, за которого она не хочет. Праведная мусульманка не боится пользоваться этим правом. Однако это не значит, что она обходится без советов родителей, не прислуши­вается к их разумным, мудрым наставлениям, которые в ее же интересах, когда к ним приходит жених или сват. Ведь у родите­лей большой жизненный опыт, и они лучше разбираются в людях. В то же время она не хотела бы лишиться своего права ради причуды, которая может овладеть отцом, если он будет заставлять свою дочь вступить в брак с челове­ком, которого она не хочет.

Имеется много хадисов, которые в такую деликатную для женщины ситуацию встают на ее сторону. Среди них - рассказ имама аль-Бухари со ссылкой на Аль-Хаысаа бинт Хидам:

«Отец хотел выдать меня замуж за своего племянника, т.е. сына своего брата. Это было против моей воли, и я пожалова­лась посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать. Он сказал мне: «Расскажи, что сделал твой отец». Я рассказала. Он ответил: «Иди к себе и не выходи за того человека. Выходи за того, за которого тебе хочет­ся». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, вначале хотел, чтобы она посту­пила, как хочет того ее отец. В этом суть вопроса, ибо, как изве­стно, отцы всегда хотят, чтобы дочери были счастливы. Но ког­да он увидел, что отец заставляет дочь вступить в брак с челове­ком, которого она не любит, он дал ей свободу выбора. Он спас ее от произвола отца, поступающего несправедливо по отношению к своей дочери - выдать ее замуж за человека, к которому у нее душа не лежит.

Ислам исходит из того, что нельзя ставить женщину в за­труднительное положение. Он не желает, чтобы женщина вышла замуж за человека, которого не любит. Надо, чтобы брак был ус­пешным, строился на прочных основах равенства и гармонии между мужем и женой как внешне, так и внутренне, чтобы они подходили друг другу во всех отношениях - характер, обычаи, привычки, склонности, понимание смысла и цели жизни. Если при сооружении здания брака случится ошибка, то супруги не будут счастливы. Женщина чувствует, что не сможет дать мужу любовь, искренность, верность. Поэтому она опасается за себя, что может попасть в грех непослушания, непокорности, непо­чтительности, провинности перед мужем, которого не любит. В этом случае она может развестись. К такому решению пришел посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, когда к нему пришла Жамиля, жена Сабита ибн Кайс ибн Шаммас. Она была сестрой Абдаллы ибн Абу. Она сказала: «О посланник Аллаха! Я не сержусь на Сабита ибн Кайса ни в смысле его характера и нрава, ни в выполнении им культовых обрядов. Но я не переношу его». Он ответил: «Хочешь взять у него сад?» Сад был подарком невесте при заключении брака. Она сказала: «Да». Посланник Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать, послал за ним, и, когда тот пришел, сказал: «Оставь ей сад и дай ей развод».

Ислам оберегает человеческое достоинство женщины, оказывает ей почет и уважает ее волю при выборе мужа. Он ни­когда не соглашался с тем, чтобы кто-либо мог принуждать де­вушку вступить в брак с человеком, которого она не любит. В этом отношении в высшей степени симптоматична история эфи­опской невольницы Бариры, принадлежавшей Атабе ибн Абу Ляхаб. Он заставил ее выйти замуж за раба по имени Мугис: Ес­ли бы от нее зависело, то она бы не согласилась стать его женой. Духовная мать верующих Аиша проявила сострадание к ней, выкупила ее и затем даровала ей свободу.

И теперь бывшая невольница почувствовала, что она сама себе хозяйка и сама будет решать вопрос о своем браке. Она по­требовала у мужа развод. Вот муж идет сзади нее и плачет, а она непреклонна в своем решении. Давайте послушаем рассказ аль-Бухари, который ссылается на Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах. Пред нами предстанет образ свободной женщины, кото­рая настаивает на расторжении брака с тем, кого не любит. Мы узнаем также, как рассудил великий посланник, имеющий столь доброе сердце, такую трудную ситуацию и какое оказал заступ­ничество.

«От Ибн Аббаса. Муж Бариры был рабом. Его звали Мугис. Вот, словно я вижу его- плетется за ней и плачет. Слезы па­дают на его бороду. Пророк, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать, говорит Аббасу: «О Аббас, ты не удивляешься тому, как Мугис любит Бариру и как Барира нена­видит Мугиса?» И продолжая: «Вот если бы ты передумала». А Барира говорит: «О посланник Аллаха! Ты мне повелеваешь это?» Но он сказал: «Я только заступаюсь, ходатайствую». Она ответила: «Он мне не нужен».

Благородный посланник был очень взволнован, видя эту грустную сцену, и ему было по-человечески жаль раба. Большая любовь со стороны мужа и упорное чувство неприязни со сторо­ны жены. Благородному пророку оставалось лишь напомнить женщине: «Если бы передумала! Ведь он твой муж, отец твоего ребенка». Поэтому женщина хочет выяснить, уточнить : «Ты мне повелеваешь? Означает ли сказанное тобой повеление, которое я должна выполнить?» И следует ответ посланника - великого учителя и законотворца: «Я только заступаюсь, ходатайствую». Другими словами - прошу за него, но не в порядке приказания. Пусть же вновь и вновь услышат упрямые, допускающие по отношению к своим дочерям несправедливость и жестокость отцы, это великое наставление пророка, да благословит его Ал­лах и ниспошлет на него Свою благодать!

У мусульманской женщины, руководствующейся указани­ем своего вероучения, есть выверенные, мудрые критерии для выбора мужа. Она не ограничивается тем, что у него прекрас­ный внешний вид, высокий пост, все атрибуты богатства. Для нее важно, как он относится к своим религиозным обязаннос­тям, какой у него характер, нрав. Эти два качества очень важны для построения успешной супружеской жизни. Если можно так выразиться, они являются самым дорогим украшением для бра­ка, сватающийся жених должен обязательно быть носителем этих качеств. Если он обладает ими, то настало время женить его. Если этому не следовать, то общество охватит искушение и заблуждение и в нем воцарятся порок и падение нравов:

«Если к вам придет такой, которым вы довольны в смысле выполнения им религиозных обязанностей, и характера, и нра­ва, то вступайте в брак. Если не поступите так, то на земле бу­дет искушение, заблуждение и очень большой порок, очень глу­бокое падение нравов».

Юношу, который является истинным мусульманином, не сможет увлечь девушка красивая, но носительница зла. Анало­гично этому сознательная мусульманская девушка не увлечется легкомысленным и безрассудным юношей, если даже он и обла­дает блестящими внешними данными. Ей понравится совсем другой тип юноши - верующий, усердный, сознательный, пре­красный нравом и поведением. Приятной, доброй, верующей девушке подходит только верующий, добрый, приятный юноша. И соответственно скверной, зловредной, девушке подходит только скверный, зловредный, юноша. Вот истина, ниспослан­ная Великим Аллахом:

«Скверные женщины для скверных мужчин, скверные мужчины для скверных женщин. Добрые женщины для добрых мужчин, добрые мужчины для добрых женщин». (24;26)

Сказанное, разумеется, не означает, что мусульманка вооб­ще не обращает внимания на приятную внешность, высокий рост, осанку и вполне согласна, если будет некрасивая внешность, низкий рост. Как уже отмечалось, она вправе добиваться мужчины, который очаровал ее, овладел ее чувствами как своей внешностью, так и внутренним содержанием. Но она не соглас­на с тем, чтобы внешность была в ущерб внутреннему содержа­нию и наоборот. Главное в этом вопросе заключается в том, что мусульманка выбирает такого мужчину, который очаровывает ее всеми своими личностными качествами, вызывает ее восхище­ние и высокую оценку. Сознательная мусульманка учитывает внешний вид во всей его многогранности с одной стороны, и сущность внутреннего содержания с другой.

Мусульманка хочет, чтобы ее рука чувствовала себя спо­койно и уверенно в руке мужа, т.е. чтобы она во всем могла по­ложиться на него и они были бы вместе, идя рука об руку, вы­полняли свою миссию в жизни, в строительстве мусульманской семьи, в воспитании детей, которые бы имели ясный ум, доброе сердце и тонкие чувства. Для нее важно, чтобы они с мужем жи­ли в понимании, любви и согласии. Чтобы ничего не мешало их совместной жизни. Правоверный и правоверная всегда идут ря­дом, бок о бок по их жизненному пути, в жизни праведной, на­полненной усердием. Благодаря этому они смогут выполнить великую миссию, которую поручил Аллах человеку, возложив за это ответственность на мужчин и женщин, как это предначерта­но Им в Священном Коране:

«Поистине, мусульмане и мусульманки - правоверные, благочестивые, поклоняющиеся Аллаху от всего сердца, терпе­ливые, стойкие, твердые в вере, кроткие, подающие очистительную милостыню, соблюдающие пост, воздержанные, прослав­ляющие Аллаха и совершающие ритуальное упоминание Его имени - получат приготовленную им Аллахом милость и вели­кую награду». (33; 35)

Для того, чтобы честно и праведно идти по жизненному пути, нужно крепкое супружество, постоянное укрепление се­мейных уз. Для этого нужна та дальновидность, та проницатель­ность в выборе мужа, которые проявила Умм Суляйм бинт Мильхан, та самая, которая одна из первых среди женщин ансаров приняла ислам. Она вышла замуж за Малика ан-Надра, ро­дила ему сына Анаса. Когда она приняла ислам, это вызвало не­годование мужа, который бросил ее. Но она твердо стояла на своем. Потом пришло извещение о его смерти, когда она была в расцвете молодости. Она безропотно переносила происшедшее с ней ради Аллаха в надежде награды на небесах.

В Мадине перед ней предстал один из самых выгодных женихов - Абу Тальха - молодой, богатый, энергичный, с пре­красной внешностью, но не примкнувший к исламу. Сердца всех девушек Ясриба тянулись к нему. Он рассчитывал, что Умм Суляйм будет вне себя от радости. И каково же было его удивле­ние, когда она сказала ему: «О Абу Тальха! Разве ты не знаешь, что ваше божество, которому поклоняетесь, это дерево, расту­щее из земли, и остругал его эфиоп?» Он говорит: «Да, совер­шенно верно». А она продолжает: «И тебе не стыдно поклонять­ся куску дерева, выросшему из земли?» Но Абу Тальха решил стоять на своем и дал понять, что будет большой махр, т.е. пода­рок невесте, который как известно, становится личной собствен­ностью жены, и безбедная жизнь. Но она твердо придержива­лась своей позиции и откровенно высказалась: «Клянусь Алла­хом, Абу Тальха, зря стараешься! Ты - неверующий, а я - мусуль­манка. Поэтому мне нельзя выходить за тебя замуж. Если при­мешь ислам, то это и будет подарком мне. Ни о чем другом я те­бя не прошу».

На другой день Абу Тальха вновь пришел, пытаясь прель­стить ее еще большим размером махра и других видов материальных благ. Но Умм Суляйм продолжала твердо стоять на сво­ем. И от этого она казалась еще более красивой и привлекатель­ной. Она же говорила ему: «О Абу Тальха! Разве ты не знаешь,. что божество, которому вы поклоняетесь, вырезано столяром...Если вы его подожжете, то оно сгорит». То, что она говорила, было потрясением для Абу Тальха. Он спрашивал себя: «Разве Господь может воспламениться и сгореть?» А его язык стал по­вторять: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - посланник Аллаха».

Душа Умм Суляйм была заполнена радостью. Она обрати­лась к своему сыну: «Вставай, Анас! Выдай меня замуж за Абу Тальха». Анас привел свидетелей и женитьба состоялась.

Абу Тальха радовался, что решился предоставить Умм Су­ляйм все свое богатство. Но Умм Суляйм поступила, как посту­пают истинные мусульманки - правдивые, сильные волей, муже­ственные, скромные, целомудренные. Она сказала: «О Абу Таль­ха! Я вступила с тобой в брак ради Аллаха и другого брачного дара мне не нужно». Она знает, что с принятием Абу Тальхом ислама она не только получила благородно­го, хорошего во всех отношениях мужа, но и заслужила награду от Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен. А это не­соизмеримо с тем, что в этой жизни имеешь.

Вот таким женщинам подражают мусульманки. Они берут себе в пример чистоту их веры в Аллаха, высокие личностные качества, твердость убеждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: