Мусульманская женщина делает добро своим соседям, почитает их, всегда интересуется, как идут у них дела. Хорошо знает заповеди ислама в отношений соседей.
Праведная мусульманская женщина хорошо знает наставление ислама, рекомендующее хорошо относиться к соседу. Именно ислам уделил соседу такое высокое положение в иерархии отношений между людьми, какое человечество не знало до возникновения этого поистине глубоко человеколюбивого, доброго и чистого вероучения.
В Священном Коране содержится совершенно откровенно и тепло выраженное повеление делать добро для соседа:
«Поклоняйтесь Аллаху и вместе с Ним никого не боготворите, совершайте благодеяние родителям, родным, сироте, нищему, соседу из родственного племени, иноплеменному соседу, сотоварищу, спутнику...» (4; 36).
Из этого аята в отношений соседей видно, что есть родство и принадлежность к одной религии или нет таковых. Что касается «сотоварища» или «спутника», то это - участник в добром деле.
Отсюда явствует, что статус соседа у мусульманина имеет каждый, кто живет по соседству, независимо от наличия или отсутствия родства с ним и его вероисповедания. Это означает, что ислам в данном Аллахом великодушном законе оказывает честь и почет статусу соседства и соседским отношениям.
В хадисах посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, всячески подчеркиваются высокие человеческие ценности добрососедских отношений, если
даже они не связаны родством или вероисповеданием: «Джабраил продолжает давать мне советы о добрососедстве, так что я даже подумал, что сосед поднимается до наследования».
Поистине, данный Аллахом закон ислама установил очень высокий общественный статус соседа. Верный дух ангел Джабраил, укоренял посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, этот высокий статус и часто подчеркивал его. Благородный посланник даже считал, что советы верного духа относительно соседа поднимают его до уровня родственников и делают его наследником, как и они.
Приняв многократно повторяемую рекомендацию Джабраила относительно соседа, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, настойчиво побуждал совершать благодеяние по отношению к соседу, говоря об этом при каждом удобном случае.
Славный сподвижник Абу Амама, да будет доволен им Аллах, вспоминал, как подчеркивал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, что надо проявлять радушие соседу, в своей проповеди в дни своего прощального хаджа. Ему также показалось, что сосед словно поднимался до уровня имеющего право на наследство.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, призывал сподвижников совершать добрые дела. Он начинал свое наставление словами:
«Тот, кто уверовал в Аллаха и в последний день, пусть делает так то и так то...» Затем следовало повеление сделать то, что одобряется людьми или побуждает к совершению какого-либо похвального поступка. Вот пример такого приема воздействия на слушающего в хадисе: «Кто уверовал в Аллаха и в последний день, пусть будет добродетелен своему соседу. Кто уверовал в Аллаха и в последний день, пусть чтит и хорошо принимает своего гостя...»
Он настоятельно советовал добродетельно относиться к соседу. И такому совету отводилось важное место в благородном хадисе. Он возвел такое отношение в ранг важного показателя веры в Аллаха и в последний день, проявления этой веры в повседневной жизни верующего.