Если благодаря Аллаху щедрой и великодушной мусульманке выпала счастливая возможность проявить эти качества на Его пути, то она не скатывается в болото упреков и укоров, чтобы причинить обиду. Она стремится к тому, чтобы пожертвование делалось из самых чистых побуждений и тем самым снискать благоволение Аллаха, быть среди тех, кто следует сказанному Им:
«Тем, которые жертвуют своим имуществом на пути Аллаха и свои пожертвования не сопровождают упреками и укорами, будет награда от их Господа: им не будет страха, они не будут в печали». (2; 262)
Для истинной мусульманки не секрет, что ничто так не обесценивает награду за доброхотное деяние как упреки и укоры. Она всегда помнит призыв Всевышнего Аллаха к верующим мужчинам и женщинам о том, что упреки и укоры сводят на нет за садаку. Она даже в мыслях не допускает произнести слово, которое бы хоть в какой-либо степени имело оттенок упрека или укора:
«О те, которые уверовали! Не сводите на нет ваши пожертвования упреком и укором». (2; 264)
|
|
Упрек бедному человеку, которого обстоятельства заставили принять пожертвование - унижение его человеческого достоинства, его чести. Данный Аллахом закон ислама рассматривает такое как запрещенное и наказуемое действие, ибо дающий и принимающий, как считает этот закон - братья. В чем разница между ними? Только в степени благочестия и совершаемых добрых дел. Человек не должен упрекать себе подобного, причинять ему страдания, задевать его честь и достоинство. Поэтому и прозвучало строгое предупреждение в адрес любителям упрекать. Оно содержится в хадисе, который передал Муслим со ссылкой на Абу Зарра. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, указал, что такие любители упрекать будут в числе тех бесстыдных, с которыми Аллах не пожелает разговаривать в день воскресения. Он даже не посмотрит в их сторону, не будет оправдывать: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «С тремя Аллах не будет разговаривать в день воскресения, не посмотрит на них и не будет оправдывать их». Абу Зарр спросил: «Кто эти несчастные, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Тот, кто от самодовольства и кичливости носит изар (платье) длиной до пят. Упрекающий, сделанным пожертвованием. Лицемерно предлагающий свой товар ложной клятвой».