Истинная мусульманка, если даже сама и несостоятельна, бедна, бескорыстно заботится о благе других и готова жертвовать для других своими личными интересами. Это очень благородное качество, вызывающее уважение у людей. Ислам высоко ценит такое качество и побуждает к нему, чтобы оно было присуще каждому благородному и благочестивому мусульманину. Можно без преувеличения сказать, что после благородного посланника на второе место в этом плане следует поставить ан-саров, да будет доволен ими Аллах, жителей Мадины, поддержавших его после переселения из Мекки и ставших его сподвижниками. В Коране дается высокая оценка их уникальному альтруизму, сделавшему их на вечные времена маяком для будущих поколений. Ансары показали последующим поколениям, как надо проявлять щедрость, великодушие и заботу о других. Вспомним, как они приняли мухаджиров их Мекки, не имевших с собой ничего, и как дали им все:
«Те, которые утвердились в своем жилище и вере до них, любят выселившихся к ним и не находят в груди своей никакой нужды к тому, что им даровано. Они дают им предпочтение пред собой, хотя и испытывают нужду, и которые остерегаются скряжничества, будут блаженствующими». (59;9)
|
|
Вся жизнь пророка, да благословит его Аллах и ниспошлёт на него Свою благодать, была примером заботы о других. Поэтому он стремился воспитывать первых мусульман в духе альтруизма и добиться того, чтобы желание жертвовать для других стало чертой их характера, их привычкой. Сахль ибн Саад, да будет доволен им Аллах, вспоминает: «К посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, пришла женщина с сотканной одеждой, состоящей из куска полосатой ткани, и сказала: «Я соткала ее сама, своей рукой для тебя». Благородный посланник взял эту одежду, называемую бурда, у него её не было. Затем пришел к нам, уже одетый в нее. Один из присутствующих сказал: «Какая красивая одежда! Можно померить ее на меня». Он согласился. Затем побыл вместе с нами и ушел. А потом мы узнали, что пророк, подарил бурду примерившему её.
Ему было очень радостно на душе, когда он видел, как прочно укоренилось в душах мусульман чувство заботы о других, как его усилия в этом плане приносят свои плоды. Это было особенно важно в случае, неурожая или острой нужды. Он вспоминал: «Когда ашаариты лишались в походе припасов или продукты для их семей в Мадине заканчивались, они собирали все, что оставалось, и делили поровну, используя один и тот же сосуд. Они подобны мне, а я - из них».
Вот на таких замечательных примерах бескорыстной заботы о других воспитывались поколения мусульман, и это стало их характерной, отличительной чертой.