Мотивация изучения темы. Зрительная сенсорная система является основным каналом получения информации из внешнего мира и играет ключевую роль в формировании адаптивной реакции организма на раздражители внешней среды. Качественный и количественный анализ раздражителей, действующих на организм, обеспечивает формирование зрительных ощущений, восприятий и представлений об окружающем мире и себе.
Цели занятия
Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-3, ПК-18, ПК-28 по ФГОС специальности «медико-профилактическое дело».
Конкретные цели и задачи:
В результате изучения темы студенты должны:
Знать: физиологические процессы и механизмы возбуждения фоторецепторов сетчатки, структурно - функциональную характеристику зрительных проводящих путей и корковых центров.
Уметь: оценивать функциональное состояние отделов зрительного анализатора в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.
|
|
Владеть: методами определения поля зрения, остроты зрения, световой и темновой адаптации; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки
1. Рецепторный отдел зрительной системы. Строение сетчатки. Механизмы фоторецепции.
2. Проводниковый и корковый отделы зрительной системы.
3. Острота зрения: понятие, способ определения.
4. Восприятие цвета (М. Ломоносов, Г. Гельмгольц, Э. Геринг). Нарушения цветового зрения.
5. Стереоскопическое зрение. Бинокулярное зрение. Поле зрения.
6. Адаптация зрительного анализатора, ее периферические и центральные механизмы.
Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)
1. Нарисовать блок-схему зрительной сенсорной системы.
2. Составить схему фотохимических процессов, возникающих в фоторецепторах при действии света и в условиях темноты.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Что происходит с фоторецепторами на свету и в темноте?
2. Что такое поле зрения? Для какого цвета поле зрения наибольшее?
3. Перечислите последовательно подкорковые и корковый зрительные центры.
4. Какие виды движения глаз вам известны?
5. Что такое диспарантность?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
31. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин |
32. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин |
II. Основная часть занятия | 80-93 % | ||
33. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин |
34. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 5 мин |
35. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин |
36. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 22 мин |
37. | Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин |
38. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
39. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 3 мин |
40. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин |
|
|