Тема 47: физиология зрительной сенсорной системы

Мотивация изучения темы. Зрительная сенсорная система является основным каналом получения информации из внешнего мира и играет ключевую роль в формировании адаптивной реакции организма на раздражители внешней среды. Качественный и количественный анализ раздражителей, действующих на организм, обеспечивает формирование зрительных ощущений, восприятий и представлений об окружающем мире и себе.

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-3, ПК-18, ПК-28 по ФГОС специальности «медико-профилактическое дело».

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

Знать: физиологические процессы и механизмы возбуждения фоторецепторов сетчатки, структурно - функциональную характеристику зрительных проводящих путей и корковых центров.

Уметь: оценивать функциональное состояние отделов зрительного анализатора в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.

Владеть: методами определения поля зрения, остроты зрения, световой и темновой адаптации; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Рецепторный отдел зрительной системы. Строение сетчатки. Механизмы фоторецепции.

2. Проводниковый и корковый отделы зрительной системы.

3. Острота зрения: понятие, способ определения.

4. Восприятие цвета (М. Ломоносов, Г. Гельмгольц, Э. Геринг). Нарушения цветового зрения.

5. Стереоскопическое зрение. Бинокулярное зрение. Поле зрения.

6. Адаптация зрительного анализатора, ее периферические и центральные механизмы.

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Нарисовать блок-схему зрительной сенсорной системы.

2. Составить схему фотохимических процессов, возникающих в фоторецепторах при действии света и в условиях темноты.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Что происходит с фоторецепторами на свету и в темноте?

2. Что такое поле зрения? Для какого цвета поле зрения наибольшее?

3. Перечислите последовательно подкорковые и корковый зрительные центры.

4. Какие виды движения глаз вам известны?

5. Что такое диспарантность?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
       
I. Вводная часть занятия 5-10 %
31. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
32. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин
II. Основная часть занятия 80-93 %
       
33. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
34. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
35. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
36. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
37. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
38. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
39. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
40. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: