Общие положения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета «У»

______________/ А.В. Путилов

«____»______________ 20___ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(БАКАЛАВРИАТ)

По направлению подготовки «Экономика»

Образовательная программа «фИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

МОСКВА 2015

Методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы (бакалавриат) по направлению «Экономика», образовательная программа «Финансовый менеджмент». – М.: НИЯУ МИФИ, 2015.

Составитель: д.э.н., доц. Когденко Вера Геннадьевна

Рецензент: д.э.н., проф. Комиссарова И.П.

Ответственный редактор: д.э.н., доц. Когденко Вера Геннадьевна

Утверждено на заседании кафедры финансового менеджмента.

© Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ_ 3

2. ВЫБОР ТЕМЫ ВКР_ 6

3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР_ 7

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВКР_ 7

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР_ 8

6. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВКР_ 8

ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВЫЙ МЕННЕДЖМЕНТ»_ 10

ПРИЛОЖЕНИЯ_ 13

Приложение 1 _ 13

Приложение 2 _ 14

Приложение 3 _ 15

Приложение 4 _ 16

Приложение 5 _ 17

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) является формой государственной (итоговой) аттестации, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом (пункт 8.6. ФГОС ВПО (уровень бакалавриата).

Подготовка бакалаврской работы проводится студентом на протяжении заключительного года обучения, является проверкой качества полученных студентом теоретических знаний, практических умений и навыков, сформированных общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи.

В бакалаврской работе, на основе материалов производственной (преддипломной) практики, дается анализ и характеристика проблемы на примере конкретной организации (группы организаций), описываются пути ее решения.

Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных ранее студентом курсовых работ и проектов (п.6. Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации,приказ Минобразования России от 25.03.2003 N 1155; п.7. Проекта приказа об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации).

1.2. Подготовка бакалаврской работы начинается с выбора темы. Тема должна иметь прикладное значение, как правило, учитывать потребности конкретной организации, отвечать современным направлениям развития финансово-экономической сферы.

Перечень примерных тем бакалаврских работ разрабатывается преподавателями кафедры:

совместно с представителями организаций, на базе которых студенты работают и (или) проходят производственную (преддипломную) практику и которые заинтересованы в разработке этих тем;

с учетом практических и (или) научных интересов студентов, включая их участие в научно – исследовательских работах кафедр, внутривузовских и выигранных по конкурсу НИР.

Примерная тематика бакалаврских работ рассматривается на заседании кафедры и утверждается зав. кафедрой.

Выбор темы бакалаврской работы студентом осуществляется до начала производственной практики (преддипломной), так как при ее прохождении студент должен собрать практический материал для выполнения выпускной квалификационной работы.

1.3. К руководству бакалаврской работой привлекаются высококвалифицированные преподаватели кафедры.

В обязанности научного руководителя входит:

§ оказание помощи в разработке плана бакалаврской работы;

§ разработка задания на подготовку бакалаврской работы;

§ оказание помощи студенту в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения бакалаврской работы;

§ консультирование студента по подбору источников литературы и фактического материала;

§ проведение систематических консультаций со студентом по проблематике работы, оказание ему необходимой методической помощи;

§ контроль за ходом выполнения бакалаврской работы в соответствии с установленным графиком;

§ отчет на заседаниях кафедры о ходе подготовки выпускниками бакалаврских работ;

§ оказание помощи (консультирование студента) в подготовке презентации и доклада для защиты бакалаврской работы;

§ предоставление письменного отзыва на бакалаврскую работу.

Контроль за ходом выполнения работ, предусмотренных заданием, осуществляется научным руководителем. Одной из форм контроля является регулярное обсуждение руководителем и студентом хода работ по подготовке бакалаврской работы. Отставание от установленного графика доводится научным руководителем до заведующего кафедрой и декана факультета.

В отзыве научного руководителя указываются характерные особенности работы, ее достоинства и недостатки. Внимание уделяется отношению студента к написанию бакалаврской работы, проявленным (не проявленным) способностям к исследованию, знаниям теории и практики исследуемой проблемной ситуации, а также его личностным характеристикам (самостоятельность, ответственность, трудолюбие, организованность и т. д.).

В отзыве научного руководителя должен быть оценен уровень развития следующих общекультурных компетенций выпускника:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь (ОК-6).

Научный руководитель проверяет качество работы и по ее завершении представляет письменный отзыв на бакалаврскую работу. В отзыве оцениваются уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, теоретические знания и практические умения студента, продемонстрированные им при исследовании темы бакалаврской работы. Указывается степень самостоятельности студента при выполнении работы; личный вклад студента в раскрытие проблем и разработку предложений по их решению; соблюдение графика выполнения бакалаврской работы. Заканчивается отзыв выводом о возможности (невозможности) допуска бакалаврской работы к защите.

4.1. Структура бакалаврской работы должна включать следующие разделы:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть;

заключение;

список использованных источников;

приложения.

Основная часть бакалаврской работы включает главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов - названия глав. Формулировки должны быть лаконичны и отражать суть главы (параграфа).

Введение содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена бакалаврская работа, в том числе: обоснование выбора темы; актуальность выбранной темы; степень её разработанности; цель и задачи; объект и предмет исследования; круг рассматриваемых проблем.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенная проблемная ситуация. Предмет бакалаврской работы чаще всего совпадает с определением ее темы или очень близок к ней.

Основная часть бакалаврской работы должна содержать три главы.

Первая глава содержит теоретические аспекты исследуемой проблемы. В ней содержится обзор используемых источников информации по теме бакалаврской работы, описание объекта и предмета исследования, различные теоретические концепции, принятые понятия и их классификации, а также своя аргументированная позиция по данному вопросу.

В этой главе могут найти место статистические данные, построенные в научные таблицы и графики.

Работа над первой главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих компетенций выпускника:

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).

Вторая глава посвящена анализу практического материала, подобранного во время производственной (преддипломной) практики. В ней содержится:

анализ конкретного материала по избранной теме (на примере конкретной организации);

сравнительный анализ с действующей практикой (на примере ряда организаций, отрасли (отраслей), региона (регионов), страны;

описание выявленных закономерностей, проблем и тенденций развития объекта и предмета исследования;

оценка эффективности принятых решений (на примере конкретной организации, отрасли, региона, страны);

В ходе анализа используются аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.

Работа над второй главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих компетенций выпускника:

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).

В третьей главе рассматриваются и обосновываются направления решения выявленных проблем, предлагаются пути решения исследуемой (разрабатываемой) проблемы; конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых (разрабатываемых) явлений и процессов; все предложения должны сопровождаться расчетами.

Работа над третьей главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих компетенций выпускника:

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

Завершающей частью бакалаврской работы является заключение, которое содержит выводы и предложения из всех трех глав бакалаврской работы с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов. При этом выводы не могут подменяться механическим повторением выводов по отдельным главам. Заключение лежит в основе доклада студента на защите.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, которые использовались при написании бакалаврской работы (не менее 40):

законы Российской Федерации (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);

нормативные акты, инструкции;

иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);

авторефераты диссертаций (в алфавитном порядке);

научные статьи (в алфавитном порядке);

Интернет-источники.

Приложения включают дополнительные справочные материалы, имеющие вспомогательное значение, например: копии документов, выдержки из отчетных материалов, статистические данные, схемы, таблицы, диаграммы, программы, положения и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: