4. Перед спуском в скважину двигатель подвергается наружному осмотру. Особое внимание следует обратить на отсутствие трещин и вмятин на статоре и корпусе шпинделя, на состояние защитной наплавки на косом переводнике – толщина наплавки должна быть не менее 1мм, на состояние присоединительных резьб к бурильным трубам и к долоту, а также на плотность свинчивания промежуточных резьб, соединяющие корпусные детали двигателя.
Момент крепления корпусных резьб двигателя 2700 – 3000 кгс*м
5. Категорически запрещается навинчивание и крепление долота, калибраторов, переводников, винтового двигателя, телесистемы и УБТ обратным ходом ротора. Для этой цели необходимо пользоваться катушкой-лебёдкой (КЛ-3), машинными ключами и приспособлением для навинчивания долота.
6. Перед спуском в скважину необходимо провести опробование двигателя на плавность и легкость запуска. Двигатель должен запускаться при давлении не более 3 МПа (30 кг/см2). Проверить герметичность резьбовых соединений.
При температуре воздуха ниже 0оС запрещается опробовать двигатель над устьем. При навороте долота не допускать проворота вала шпинделя.
|
|
7. При проверке двигателя на запуск одновременно проверяется работоспособность переливного клапана (при наличии его в компоновке). При подаче бурового раствора в двигатель клапан должен закрыться при перепаде давления не более 1,9 – 2,1 кг/см2 без последующих утечек раствора в боковые отверстия. После выключения насосов и снижения давления в колонне до 1,5 – 2,0 кг/см2 клапан должен открыться, при этом происходит выброс раствора через боковые отверстия клапана под действием остаточного давления в колонне.
При температуре воздуха ниже 0оС, перед сборкой клапан прогреть паром или горячей водой.
Момент крепления клапана к верхнему переводнику двигателя 2700 – 3000 кгс*м.
8. При спуске двигателя в скважину заполнение бурильной колонны промывочной жидкостью происходит через переливной клапан. При отсутствии переливного клапана в компоновке, во избежание:
• обратного запуска двигателя,
• шламования двигателя через долото и шпиндель,
• “всплытия” ротора двигателя,
• отсоединения ротора от торсиона и отказа двигателя на забое,
производить периодический долив бурильных труб через каждые 200м спуска.
В процессе спуска не допускать посадки инструмента более 20тс.
9. В компоновку бурильной колонны, при опробовании, доливе бурильных труб и бурении, должен быть включен, как минимум один фильтр с отверстиями диаметром не более 5 мм, предотвращающий попадание посторонних предметов в секцию рабочих органов.
10. Запрещается в процессе спускоподъемных операций и в процессе бурения вращать колонну ротором при угле перекоса двигателя более 1о30'.
|
|
Допускается, при углах перекоса 1о30' и более, периодически поворачивать бурильную колонну (не более 1 оборота в минуту).
11. С целью предотвращения шламования двигателя через шпиндель во время его спуска на забой (особенно при отсутствии переливного клапана), необходимо при предыдущем рейсе промыть скважину от шлама в течении 15 – 20 минут при поднятом на 1 – 2 метра от забоя скважины двигателе и периодически производить очистку забоя скважины от металлических частиц.
12. Во избежание шламования двигателя запрещается подходить к забою скважины при отсутствии циркуляции провывочной жидкости.
13. При спуске в скважину каждого нового двигателя необходимо произвести его обкатку с пониженной осевой нагрузкой в течении 30 – 60 минут. Во избежание разрушения подшипника и поломки вала – запрещается запускать двигатель ударами об забой.
14. Безотказная работа двигателя и его долговечность зависят от качества рабочей жидкости и забойной температуры. При содержании песка в буровом растворе более 1% снижается долговечность ротора, статора и подшипников. Система очистки раствора должна быть оборудована виброситами и пескоотделителями. Для тонкой очистки раствора рекомендуется использовать илоотделители или другое предназначенное для этих целей оборудование. Повышение температуры в забойной зоне ведет к снижению прочности резины, под влиянием температуры происходит нагрев ротора и статора и увеличение натяга в паре ротор-статор, что может привести к незапуску двигателя на забое, отслоению или разрушению резиновой обкладки статора.