Типового положения об ОУ (1997 г.)

ОУ для осуществления образовательной деятельностидолжно иметь юридический адрес, устав ОУ, зарегистрированный в Регистрационной палате Администрации Санкт-Петербурга, соответствующий требованиям Закона РФ «Об образовании». (Например, Регистрационное свидетельство № 262002 от 18 декабря 2001 г.), иметь Лицензия № 274–III от 04 июля 2002 года, выданную Комитетом по образованию Администрации города Санкт-Петербурга на право ведения образовательной деятельности (регистрационный №274-Ш от 04.06.2002 г.), которая разрешает осуществление следующего вида деятельности: начальное (общее), основное (общее), среднее (полное) общее образование; дополнительное образование следующей направленности, и иметь учредителей в лице: Территориальное Управление N-ского административного района Санкт-Петербурга в лице Отдела образования администрации N-ского района Санкт-Петербурга.

ОУ должно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с принципами обозначенными в ст. 2 закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред.16.11.1997):

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности. Сегодня содержание образования в России определяется стандартами образования, утверждаемых Государственной Думой. Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества. Стандартизация вызвана двумя обстоятельствами:

· необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

· задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

В законе РФ "Об образовании" в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный. В третьих стандартах будут два уровня: федеральный (базовый) и вариативный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Отношения граждан и ОУ регламентируются нормами конституционного и гражданского права. Так ст. 26 конституции РФ включает в себя принципы бесплатности, обязательности начального образования, общедоступности профессионального образования. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами.

В 1989 г. Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка и через год ратифицирована нашей страной. В ней положениям о правах ребенка придана сила международного права. Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для правительства и общества в области прав ребенка.

Принципиальное значение для определения правового положения ребенка имеют три группы конституционных норм.

Первую группу таких норм составляют два положения Конституции РФ, прямо относящихся к защите прав и интересов несовершеннолетних.

Вторую группу конституционных норм составляют статьи Конституции, в которых говорится о детях (детстве) непосредственно, где ребенок (дети) рассматривается только вкупе с материнством, семьей, родителями. Но тем не менее можно утверждать, что Конституция уже считает ребенка самостоятельным носителем прав.

И наконец, третью группу конституционных норм, имеющих непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, составляют нормы Конституции РФ, регламентирующие права и свободы человека и гражданина.

Формы и методы реализации социальной защиты детства являются ее основными структурными компонентами.

1. Постановления и решения компетентных органов. В области социальной защиты детства такими органами являются:

Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;

Президент РФ, подписывающий федеральные законы и из- дающий соответствующие указы;

Правительство РФ, принимающее постановления по вопросам социальной защиты детства;

суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуа- ции в области социальной защиты детства;

министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкрет- ные аспекты социальной защиты детства;

руководители учреждений и предприятий, издающие пра- вовые акты по вопросам социальной защиты детей.

2. Программы. Эта форма характерна для органов госу- дарственной власти, занимающихся социальной защитой дет- ства. Известна федеральная целевая программа «Дети России», излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства.

3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001–2002 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2001 г. No 1090-р) [3, с. 38].

4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства.

Современное состояние нашего общества, несомненно, требует удвоенной защиты прав и интересов несовершеннолетних, что связано не только с их неполной дееспособностью, но и с экстремальной с любой точки зрения обстановкой. Поэтому следует также расширить законодательный массив "детского права", тем более что началось фактическое выделение ювенально-правовых отношений из семейных, оформление их самодостаточности, о чем свидетельствует возникновение комплексной науки о молодежи - ювенологии, а также развитие ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция как правосудие по делам о несовершеннолетних должна решать вопрос об их ответственности за совершенные проступки и правонарушения и, кроме того, заниматься восстановлением уже нарушенных прав ребенка, когда он является либо потерпевшим, либо обвиняемым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: