Разработка программного средства

Ноздрин В.С.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению лабораторных работ по дисциплине

«Разработка и стандартизация программных средств и технологий»

МОСКВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ноздрин В.С.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению лабораторных работ по дисциплине

«Разработка и стандартизация программных средств и технологий»

МОСКВА

Методические указания предназначены для студентов специальности 351400 – «Информационные технологии и системы в экономике и управлении». В них изложены содержание лабораторных работ, требования к оформлению, варианты заданий.

Методические указания не заменяют собой курс лекций.

Содержание

Лабораторная работа №1. Разработка программного средства. ………………………

Лабораторная работа №2. Разработка технического задания. ………………………..

Лабораторная работа №3. Разработка описания программы. …………………………

Лабораторная работа №4. Разработка пояснительной записки. ………………………..

Лабораторная работа №5. Разработка руководства программиста. …………………….

Лабораторная работа №6. Разработка руководства оператора. …………………………

Лабораторная работа №7. Тестирование программы как «белого ящика». ……………..

Лабораторная работа №8. Анализ надёжности и качества программного средства. ……..

Лабораторная работа №1

Разработка программного средства.

Введение

Компьютер используется человеком для решения широкого круга задач. Человеко-машинный интерфейс обеспечивает связь между пользователем и компьютером, позволяет успешно находить решение поставленной задачи. Приведём ряд способов взаимодействия пользователя с компьютером:

  • Языки команд – пользователь управляет программой, вводя соответствующие команды в текстовом режиме;
  • Вопрос и ответ – диалог, где компьютер и пользователь обмениваются сообщениями;
  • Формы – пользователь заполняет в формах поля диалога;
  • Меню – пользователь обеспечен рядом опций и управляет программой, выбирая необходимые пункты;
  • Прямое манипулирование – пользователь управляет объектами на экране посредством устройств манипулирования типа мыши, джойстика и т.д. Этот способ взаимодействия называют ГРАФИЧЕСКИМ ИНТЕРФЕЙСОМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

Цель создания эргономического интерфейса состоит в том, чтобы отобразить информацию настолько эффективно, насколько это возможно для человеческого восприятия и структурировать отображение на дисплее таким образом, чтобы привлечь внимание к наиболее важным единицам информации.

Основные принципы создания интерфейса:

1. Естественность – работа с программой не должна вызывать сложностей в поиске необходимых элементов интерфейса для управления процессом решения поставленной задачи.

2. Непротиворечивость – приёмы работы с одной частью программы (формой) должны быть идентичны приёмам работы с другими частями программы.

3. Неизбыточность – пользователь должен вводить минимум информации для управления программой. Где только возможно, желательно использовать значения по умолчанию или получать из системы (дата, время и т.д.).

4. Доступ к системе помощи – в процессе работы программа должна обеспечивать пользователя необходимыми инструкциями, понятными пользователю.

5. Гибкость – интерфейс программы должен обслуживать пользователей с разными уровнями подготовки. Например, для неопытных пользователей может быть предложена иерархическая система меню или мастер подсказок.

Количество информации, отображаемой на экране, называется экранной плотностью. Чем меньше экранная плотность, тем отображаемая информация доступней и понятней для пользователя и наоборот, большая экранная плотность вызывает затруднения в усвоении информации. Наиболее важная информация для привлечения внимания может быть сгруппирована или выделена яркостью, цветом и т.д.

Методы выделения информации:

· Движение (мигание или изменение позиции);

· Яркость;

· Цвет (ограничить число цветов на экране до 4);

· Размер символов. Обычно применяют увеличение в 1,5 раза;

· Оттенение;

· Окружение (подчёркивание, инвертированное изображение);

Однако не стоит увлекаться методами выделения, поскольку большое количество ярких элементов может вызвать дискомфорт у пользователя.

Меню – набор опций, отображаемых на экране, где пользователь может выбирать и выполнять действия, тем самым, производя изменения в состоянии интерфейса. Меню может использовать даже неопытный пользователь. Обычно команды меню упорядочены некоторым иерархическим способом. Основная проблема состоит в том, чтобы правильно распределить пункты меню по различным уровням и правильно их сгруппировать. Существуют четыре варианта организации меню:

· Алфавитный;

· Категорийный;

· В соответствии с нормальными соглашениями;

· В соответствии с частотой использования;

Структура меню должна соответствовать структуре решаемой задачи. Пункты меню должны быть краткими, грамматически правильными и соответствовать своему заголовку в меню. Выбор пунктов меню может быть обеспечен несколькими способами:

· С помощью клавиатуры;

· С помощью мыши;

· С помощью других объектов пользовательского интерфейса.

Формы – основной элемент интерфейса. Назначение форм – удобный ввод и просмотр данных. Размещение информационных единиц на пространстве формы должно соответствовать логике её использования. Оно определяется необходимой последовательностью доступа к информационным единицам, частотой их использования, относительной важностью элементов. Логические группы элементов отделяются цветовыми и другими визуальными средствами. Взаимозависимые или взаимосвязанные элементы должны отображаться в одной форме. В формах с большим количеством информации можно использовать названия разделов, которые однозначно характеризуют находящуюся в них информацию.

Сообщения необходимы для вывода предупреждений, подсказок о выполнении необходимых действий на пути решения задачи. Они могут содержать подтверждения действий со стороны пользователя, информацию об успешном выполнении задачи или причинах её невыполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: