Работа с литературой

На первом этапе, в результате целенаправленного изучения научной литературы у студента должно сложиться четкое представление о поставленной научной проблеме. Современный уровень развития коммуникаций позволяет использовать множество электронных ресурсов. Однако при этом, во-первых, не следует забывать о традиционных источниках – книгах, научных журналах. Ведь далеко не все интересные исследования сразу попадают в мировую сеть, а работники библиотеки помогут сориентироваться в подборе литературы.

В процессе изучения литературы необходимо делать рабочие записи, пометки, которые помогут в дальнейшем оформить реферат как целостный текст.

Выделяют несколько основных форм рабочих записей: план, выписки, тезисы, конспект.

План – это перечень основных вопросов, раскрытых в работе. Его составление требует глубокого знакомства с книгой, умения выделить в ней главные положения.

Выписки представляют дословное воспроизведение мысли автора (цитирование). Цитирование можно использовать как способ воспроизведения текста. В этом случае цитаты следует расположить в строгой системе, сгруппировав их под общим заголовком. Каждая цитата заключается в кавычки, после чего указывается страница.

Тезисами называют короткие формулировки высказанных автором положений.

Конспект. При конспектировании необходимо в сжатом виде изложить все содержание книги, прежде всего ее теоретические положения и выводы, а в случае необходимости – и фактический материал, которым оперирует исследователь. В конспект может включаться прямое цитирование источника (с обязательным указанием страницы), которое дополняется близким к тексту пересказом авторских положений. Конспектирование не должно превращаться в простое переписывание книги, оно требует ее предварительного анализа и умения выделить главные положения.

Если выписки делаются студентом в тетради, то на обложке необходимо представить оглавление включенных источников, чтобы облегчить в дальнейшем работу. Листы тетради следует пронумеровать и указать страницы, на которых сделаны записи каждого источника. Конспектирование на карточках требует особых правил. В этом случае вверху каждой карточки ставится пометка, к какому вопросу данная карточка относится. Внизу указывается автор, название книги с ее выходными данными.

Особого внимания заслуживает тот факт, что большое количество научных источников: статей, монографий, диссертаций и др. – можно найти в электронных библиотеках. В этих условиях велико искушение составить реферат из готовых кусков просто щелкая мышкой. Такая симуляция ничего не дает студенту и не имеет ничего общего с процессами познания и образования! Поэтому с источником, представленным в электронном виде, следует работать так же, как и с напечатанным текстом.

Во всех случаях обработки информации рабочие записи могут производиться в электронном виде, однако при этом следует соблюдать все описанные выше правила.

В процессе работы над рефератом студенты должны научиться:

• пользоваться библиографическими указателями по филологии, лингвистике, общественным наукам и т. п.;

• подбирать литературу по заданной теме, направлению, проблеме;

• извлекать из заданной литературы нужную информацию;

• делать рабочие записи;

• корректно пользоваться электронными источниками информации;

• на основе проведенного анализа описывать состояние разработанности изучаемого вопроса в современной отечественной и зарубежной литературе;

• оформлять реферат как целостный текст в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его оформлению.

В результате написания реферата приобретаются навыки обработки информации, работы с научной литературой, формируется системное мышление, аналитические способности, появляется готовность вести самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.

Поскольку реферат является одной из форм научной работы очень важно, чтобы он был правильно оформлен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: