Группы стран в мировой экономике

Мировая экономика имеет сложную региональную структуру. Поэтому актуальным является вопрос о группировке стран-субъектов мировой экономики.

В настоящее время в международной практике выделяют три группы стран (по классификации ООН):

– развитые страны с рыночной экономикой;

– развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой;

– страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).

Для включения страны в ту или иную группу ООН использует следующие критерии:

1) Характер экономики (рыночная или переходная);

2) Уровень социально-экономического развития страны, который определяется:

– производством ВВП (или ВНП) на душу населения, оцениваемым по паритету покупательной способности,

– отраслевой структурой ВВП,

– уровнем и качеством жизни.

Паритет покупательной способности

Паритет покупательной способности (ППС) – это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, то есть с учетом цен на определенный набор товаров и услуг в каждой стране.

ППС представляет собой количество единиц валюты, необходимое для покупки сопоставимого стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базисной страны (или единицу общей валюты группы стран). В рамках сопоставлений ОЭСР-Евростата ППС выражаются в долларах США.

Поскольку цены во всех странах различны, то ППС практически не совпадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Исключение составляют США.

При установлении обменного курса национальной валюты берется соотношение спроса и предложения на эту валюту на базе торгуемых товаров и услуг. Однако в большинстве стран мира такие товары составляют меньшую часть их ВВП.

При определении ППС берется как можно более широкий круг товаров и услуг, чтобы в него попали как торгуемые, так и неторгуемые товары и услуги.

ППС рассчитывают на базе корзины, в которую включаются:

- 600–800 основных потребительских товаров и услуг;

- 200–300 основных инвестиционных товаров;

- 10–20 типичных строительных объектов.

Затем определяют, сколько стоит этот набор товаров в национальной валюте исследуемой страны и в долларах США.

Показатель ППС получают как результат деления стоимости этого набора товаров, выраженных в национальной валюте, на стоимость этого же набора товаров в долларах США.

ППС применяется в аналитических целях.

Таблица 1

Основные показатели международных сопоставлений ВВП ряда стран


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: